![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Факторы организации и методики проведения урока, провоцирующие раннее наступление утомления: · профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителя; · негативные особенности традиционной системы школьного обучения; · перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса; · переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; · несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе; · нарушение организационно-педагогических требований к образовательному процессу. · Надо учитывать и то, что у школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке. Визуальный и психологический контроль наступления утомления учителем должен быть обязательным условием здоровьесберегающего урока.
Внешние проявления утомления учащихся: · ослабление внутреннего торможения - двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; · появление чувства усталости; · снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок; · шум в классе; · нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка; · изменение почерка; · динамизм телодвижений (кривляние); · вегетативные реакции - потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; · жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе; · попытки учащихся младших классов помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (проговариванием текста).
Общие и характерные симптомы утомления проявляются у школьников ощущениями физиологического дискомфорта: · болями и неприятными ощущениями в разных частях тела; · развитием отрицательных эмоций, раздражимости, нервозности, чувства бессилия, иногда -агрессии; · ухудшением внимания; · изменением отношения к работе и появлением желания отдохнуть.
У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, постепенно развивается переутомление, лежащее в основе многих психосоматических заболеваний. Поэтому предупреждение явного утомления, умелый контроль, поддержание и восстановление работоспособности школьников в процессе обучения - важные меры сбережения их здоровья. Но трудно ожидать, что активная умственная деятельность на уроке не будет давать утомления. Нормой считается, если его признаки появляются не ранее чем за 5-10 мин до окончания урока. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, учащимся была предоставлена возможность задать учителю вопросы, а учитель мог прокомментировать задание на дом и попрощаться со школьниками.
Нежелательные характеристики окончания урока: · неоправданно быстрый темп заключительной части, ее скомканность; · отсутствие времени на вопросы учащихся; · необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания; · задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Плотность урока - важный показатель не только активности школьников при выполнении учебной работы, но и критерий адекватности умственной нагрузки. Плотность урока рассчитывается как отношение времени, затраченного учеником на все виды учебной деятельности, ко всему времени урока, рассчитанное в процентах. К учебной деятельности во время урока относятся: участие в опросе, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормальной считается плотность урока в диапазоне от 60 до 75%. Но надо учитывать, что ее оптимальные значения сугубо индивидуальны для каждого школьника. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения.) Урок неполноценен, если в ходе него не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д. Наличие в процессе урока неоправданных стрессов, отрицательных эмоций, значительного психофизического напряжения, чувства взаимной неприязни и т.п. может провоцировать развитие дидактогений. Интегральным показателем эффективности урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное или утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, взвинченное. Не меньшее значение имеет состояние учителя. Физкультурно-оздоровительный компонент. Этот компонент реализуется через оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в образовательном учреждении. · гимнастика до занятий способствует более организованному их началу, позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятие, внимание, память и др.); · физкультминутки при первых признаках наступающего утомления 1-2 раза в ходе урока в течение 1-1, 5 мин; · физкультпаузы при обычной структуре урока проводятся в течение 2-3 мин приблизительно на 25-30-й мин урока.
|