![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод экспертных оценок
Для современных рыночных условий актуальна старая истина " управлять – значит предвидеть". Можно систематизировать трудности, возникающие при выработке сложных решений: · исходная статистическая информация не всегда достаточно достоверна; если она даже достоверна, то она не всегда может служить надежной базой для принятия решений, нацеленных на будущее, поскольку условия функционирования могут резко измениться – объемы продаж нового продукта, условия риска и кризиса и т.д.; · часть информации имеет качественный характер и не поддается в принципе количественной оценке – влияние социальных и политических факторов, экономический эффект от внедрения нововведений, лояльность клиентов и т.п.; · в момент принятия решения отсутствуют данные, которые могут повлиять на реализацию решений в будущем, но их нельзя не учесть; · любая идея потенциально предполагает возможность различных способов их реализации, а экономические последствия порождают многочисленные исходы, которые заранее необходимо оценить; оценка же осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, и принятие одного решения приводит к отказу от других, может быть не менее эффективных; · многозначность, многомерность и качественное различие показателей, входящих в обобщенный критерий качества решения, являются препятствием для оценки эффективности, качества, ценности или полезности каждого из возможных решений. Вывод: при принятии решений применение расчетов должно сочетаться с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов – экспертов. Это позволяет использовать их индивидуальный и коллективный опыт, нередко " скрытый", выражающийся просто как здравый смысл. Невозможность получения формализованной и абсолютно достоверной информации сглаживается применением математико-статистических методов анализа и обобщения оценок экспертов. Использование информации, полученной от специалистов, ее сбор, обобщение и анализ с помощью специальных процедур и математических методов получили название методов экспертных оценок. Основные этапы процесса экспертного оценивания: 1. Формирование цели и задачи исследования, определение бюджета, ожидаемого результата и его формы представления; 2. Формирование группы управления процессом оценивания; 3. Выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки; 4. Подбор группы экспертов [оценка компетентности экспертов] 5. Разработка системы оценок, опросных листов (анкет), [предварительная обработка оценок] 6. Опрос экспертов, оценка согласованности мнений экспертов. Если мнения несогласованны, необходимо вернуться к этапам 4-8. 7. Обработка и анализ результатов опроса, 8. Интерпретация результатов и принятие решений. Первые четыре этапа выполняются руководителями организации и назначенным ими руководителем экспертного исследования и носят неформализованный характер. Представление и предварительная обработка оценок экспертов. В практике используется несколько видов оценок: · качественные (часто-редко, хуже-лучше, да-нет), · шкальные оценки (интервалы значений 50—75, 76—90, 91—120 и т.п.), · балльныеиз заданного интервала (от 2 до 5, 1 —10), взаимно независимые, · ранговые (объекты располагаются экспертом в определенном порядке, и каждому приписывается порядковый номер – ранг), · сравнительные, полученные одним из методов сравнения · метод последовательных сравнений · метод попарного сравнения факторов. На шаге обработки мнений экспертов необходимо оценить степень согласованности этих мнений. Оценки, полученные от экспертов, могут рассматриваться как случайная переменная, распределение которой отражает мнения экспертов о вероятности того или иного выбора события (фактора). Поэтому для анализа разброса и согласованности оценок экспертов применяются обобщенные статистические характеристики – средние и меры разброса: · средняя квадратичная ошибка, · вариационный размах min – maх, · коэффициент вариации V =ср.квадр.откл./ средняя арифметическая (подходит для любого типа оценок) Vi = σ i/ xiср. Часто используется для случая, когда выбрана балльная шкала оценок. Для оценки меры сходств а мнений каждой пары экспертов могут быть использованы самые разные методы: · коэффициенты ассоциации, с помощью которых учитывается число совпадающих и несовпадающих ответов, · коэффициенты противоречивости мнений экспертов, · коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент парной ранговой корреляции Спирмена: где n – число экспертов, ck – разность оценок i-го и j-го экспертов по всем T факторам Используется для метода парных сравнений. · коэффициент ранговой корреляции Кендалла (коэффициент конкордации) дает общую оценку согласованности мнений всех экспертов по всем факторам, но только для случаев, когда использовались ранговые оценки. Для вычисления коэффициента конкордации используется формула: где Тj рассчитывается для каждого эксперта (в том случае, если его оценки повторялись для разных объектов) с учетом повторений по следующим правилам: где tj — число групп равных рангов у j-го эксперта, а hk — число равных рангов в k-ой группе связанных рангов j-го эксперта. Рассмотрим пример решения задачи «Построение конкурентного профиля организации» методом экспертных оценок Постановка задачи Фирма занимается производством кондитерских изделий. Необходимо; · оценить экономическую деятельность фирмы по предложенным критериям и сравнить ее деятельность с деятельностью конкурентов методом ЭО, · построить конкурентный профиль организации, · сделать выводы. Критерии оценки деятельности фирмы: К1- Престиж торговой марки К2- Обслуживание, сервис К3- Степень охвата рынка К4- Персональные продажи. К5- Надежность К6- Связи с общественностью (PR) Решение Шкала экспертных оценок: наименьший балл -1, наибольший балл -10. Весовой коэффициент важности критерия рассчитывается по формуле Wj=Хjср/∑ Хjср Коэффициент вариации Vj=δ j/Xjср, где среднеквадратическое отклонение δ j. δ j можно вычислить с помощью статистической функции Excel СТАНДОТКЛОН, которая оценивает стандартное отклонение по выборке (стандартное отклонение - мера того, насколько широко разбросаны точки данных относительно их среднего). Этапы решения:
5. Построение конкурентного профиля Конкурентный профиль и диаграмма силы бизнеса строятся по данным последней таблицы:
Выводы: 1. по силе бизнеса наша фирма не уступает ни одному из конкурентов и занимает лидирующую позицию в рассматриваемом рыночном сегменте 2. основные конкурентные преимущества фирмы: · охват рынка · обслуживание клиентов · связи с общественностью · надежность 3. особое внимание руководству фирмы необходимо уделить проблемным показателям деятельности: · персональным продажам · повышению престижа организации. Модуль 2 «Методы принятия управленческих решений»
|