Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диаграмма шести слов
Изучить причины, вызывающие проблему, можно при помощи обследования, которое заключается в постановке вопросов по рассматриваемой проблеме. Данный метод называется 5W1H по первым английским буквам слов, составляющих вопросы. Это слова: Why? Почему? What? Что? When? Когда? Where? Где? Who? Кто? How? Как? Суть метода: по очереди задаются вопросы о том, когда проблема возникает и когда не возникает - это позволяет всесторонне рассмотреть существо вопроса. Этапы проведения метода: 1. Перед началом построения диаграммы участникам группы еще раз следует убедиться в том, что формулировка не общая, а достаточно конкретно определена. Данную диаграмму рекомендуется использовать при рассмотрении реальных практических ситуаций. Поскольку группе предстоит рассмотреть проблему по двенадцати формулировкам вопросов, следует заранее подготовить 12 больших листов бумаги, на которых они будут зафиксированы. 2. Перед началом обсуждения необходимо четко сформулировать 12 вопросов на основе полученной ранее формулировки проблемы. Слова в вопросах (почему, что, когда, где, кто, как) должны использоваться дважды: при наличии проблемы и при ее отсутствии. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Когда проблема возникает и когда она не возникает? Как вы определяете, что данная проблема существует, и как, что она не существует? Где возникает данная проблема и где она не возникает? Что является причиной данной проблемы и что означает ситуация «нет проблемы»? Кто способствует и кто препятствует возникновению данной проблемы? Почему данная проблема возникла именно сейчас и почему она не возникала раньше? Формулировать вопросы необходимо таким образом, чтобы они помогали собрать как можно больше информации по рассматриваемой проблеме. После этого следует записать все 12 вопросов в виде заголовков на отдельных листах бумаги. 3. Руководитель размещает на видном месте плакат с правилами проведения мозгового штурма и проводит разминку с участниками группы. 4. На данном шаге участники группы проводят сессию мозгового штурма по выдвижению идей по каждому вопросу, определенных в виде заголовков. Руководитель задает тему обсуждения, устанавливая порядок рассмотрения сформулированных вопросов. Рекомендуется придерживаться следующего порядка: · Рассматриваются вопросы со словом Когда? · Далее вопрос со словом Как? · Где? · Что? · Кто? · Почему? Если при проведении мозгового штурма высказываются идеи, которые больше подходят не к обсуждаемому в данный момент заголовку, а к какому-либо другому, то их следует записать на соответствующем листе и затем вернуться к рассмотрению первоначального вопроса. 5. «Инкубация идей». Для этого следует определить период времени, в течение которого будет происходить обдумывание, затем разместить все листы в доступном месте, чтобы в течение определенного срока и участники группы, и другие сотрудники предприятия могли принять участие в дальнейшем построении диаграммы. 6. На данном шаге группа должна провести анализ диаграммы с целью выделения тех идей, на которых в дальнейшем будут сосредоточены усилия по поиску решений. Кроме того, стоит сразу отбросить те идеи, осуществление которых в данной организации мало осуществимо. Итак, для использования метода Диаграммы шести слов нужно выполнить шесть шагов: 1. Четко определить проблему. 2. Согласовать 12 вопросов и записать их. 3. Повторить правила мозгового штурма. 4. Провести мозговой штурм. 5. Осмыслить идеи, зафиксированные на плакатах. 6. Проанализировать идеи и выделить ключевые вопросы для сбора данных по ним.
|