Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 18. Актуальные проблемы науки на страницах современных периодических изданий.






Понятие «наука». Роль СМИ в распространении научной информации, формировании научной картины мира. Актуальные проблемы науки и их освещение в современной прессе (например, нанотехнологии, ядерные программы, освоение космоса, кибертехнологии и новые коммуникативные технологии, способы решения экологических и демографических проблем, реформы отечественной науки и образования, молодёжь и наука, этические аспекты медицинских исследований). Гуманитарная оценка научно-технических достижений в СМИ.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII веках, в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знание на философию и науку. Сначала в форме естествознания наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности.

Наука предстает:

1. Как институт;

2. Как метод;

3. Накопление форм и традиций;

4. Фактор развития производства;

5. Наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.

Роль СМИ в распространении научной информации, формировании научной картины мира.

«Тайнами забытых побед» называют это тематическое направление в телекомпании «АСС-ТВ». А начиналось все в начале 90-х годов, когда не без успеха по первому каналу прошел (и неоднократно повторялся) сериал «Красный космос». Это была первая попытка подлинного осмысления неординарных событий в мире науки и техники, когда от барабанного боя официальной пропаганды о космических успехах «первой в мире страны социализма» журналистика, развернувшись на сто восемьдесят градусов, «перестроилась» на очернение и оплевывание этой отрасли. Авторам сериала удалось показать, как сосуществовали, шли бок о бок события и героические, и трагические, порой приправленные смешными, прямо-таки анекдотическими недоразумениями, как гениальные находки сходили на нет и вязли в паутине амбиций, всяческих подсиживаний. И как сквозь это наносное и уродливое пробивалось истинно великое.

Непосредственно под рубрикой «Тайны забытых побед» было выпущено на телеэкраны всего несколько фильмов. О самолете Т-4, легендарной «сотке» — лучшем в мире стратегическом бомбардировщике. О «Буре» — прообразе «Шатла». О вертолетах, появившихся раньше вертолетов Сикорского. Сюда же можно отнести празднование сорокалетия со дня запуска первого искусственного спутника Земли: короткие межпрограммные вставки, реконструировавшие события этого исторического дня, держали сетку вещания, а в час запуска спутника началась демонстрация фильма, который привлек огромное число зрителей благодаря уникальным кадрам, нетривиальному осмыслению событий, ярко выраженному драматизму столкновений человеческих характеров. К сожалению, в то время телекомпания ограничила себя лишь авиационно-космической тематикой.

Существует мнение, что регресс начался с ликвидации «Российских университетов». Это не так. К моменту их закрытия «Российские университеты» только с очень большой натяжкой можно было назвать образовательным каналом. А ведь образовательный канал существовал. В пору расцвета Главной редакции научно-популярных и учебных программ. Это была самая мощная по творческому потенциалу редакция Центрального телевидения. Наибольший вклад в ее становление и развитие внес профессор Вильонар Васильевич Егоров — тогдашний ее главный редактор. Нынешний канал «Культура» — бледная копия того образовательного вещания. Образовательные передачи в те годы имели своего постоянного зрителя.

(Лапина) Вместе с японской компанией Эн-эйч-кей мы проводили телемост «Звездный городок — Токио». Работала также прямая связь Токио — Хьюстон. В Японии было 19 часов. Программа (первый государственный канал) продолжалась два с половиной часа — до 21.30. Передача – очень простая по форме: дети в токийской студии, дети в Звездном, здесь же наши космонавты, а японский космонавт — в Хьюстоне. Вопросы и ответы сменялись сюжетами об истории космонавтики, о ее сегодняшнем дне, о будущих космических полетах... Право же, в свое время мы работали лучше — с большей выдумкой, с остроумными импровизациями, порой с трогательными журналистскими находками.

Мы успели провести в «Останкино» эксперимент, предложив раз в квартал устраивать интеллектуальные вечера: с 20.00 до глубокой ночи (естественно, с перерывом для «Времени») давать в эфир научно-популярные, просветительские программы. Разные по хронометражу, не очень продолжительные, выстроенные соответствующим образом. С уже начинавшейся вакханалией в телеэфире эти вечера резко контрастировали. И, может быть, именно поэтому их рейтинги не то чтобы росли как на дрожжах, но были вполне приличными. Стало быть, интеллект вполне на равных конкурировал и с детективами, и с попсой, и с прочими кривляньями кривого телевизионного зеркала. Нужен короткий, но увлекательный рассказ о том, что происходит на Солнце, погасло ли оно, все расставит на свои места: ведь не может быть неинтересен мир, в котором все мы живем.

Почему именно научно-популярные, просветительские передачи чуть ли не первыми попали под каток так называемых реформ? Не потому ли, что в новых условиях, когда бал правит рекламодатель, они не могут собирать рейтинги, сравнимые, к примеру, с развлекательными программами? Многие вещи нам еще предстоит осмыслить. Но если научно-популярное просветительство обретет на голубых экранах свое второе рождение, ответы начнут прорисовываться. И, как мне кажется, больше шансов, что они будут окрашены оптимизмом.

Характеризуя популяризацию науки в периодических изданиях, следует отметить отсутствие научно-популярных журналов универсального типа при обилии журналов монотематических, недолговечность изданий, низкий уровень публикаций о науке в изданиях для малоподготовленного читателя, рождение журнала нового типа – для самообразования. Журналов, посвященных науке и технике, очень много. Многие из них выпускаются непрофессионально, случайными в журналистике людьми.

Первые телевизионные демонстрации научно-популярного «киножурнала для всех» «Наука и техника» состоялись в 1949 году. Через год появился журнал «Новости сельского хозяйства», со временем получивший своего зрителя благодаря телевидению. ТВ дало «зеленый свет» научно-популярным киножурналам, потому что именно в них была «частично преодолена грань традиционного культурного просветительства, они были публицистичны». На киностудии «Моснаучфильм» с 1946 года выпускались фильмы, составляющие единый цикл, – «Путешествие по СССР». Ленты носили просветительский характер, были доступны каждому. На этой основе возник и первый цикл научно-популярных передач «Путешествия по СССР». Он предназначался для детской аудитории и представлял собой нечто вроде телефакультета по географии. Каждая передача начиналась с лекции ведущего, а затем демонстрировался фильм. Ведущим цикла был академик Д.И. Щербаков.

В 1954 году возник новый цикл – «Ученые на экране». От предыдущих он отличался тем, что в студию приглашались не только ученые, но и зрители. Общаясь с живыми людьми, собеседниками, ученые говорили более раскованно, живо, интересно. Эта форма получила развитие в научно-популярных программах «Все надо знать» и «Техника шестой пятилетки».

Первая телевизионная научно-популярная дискуссия «Есть ли жизнь на Марсе?» вышла в эфир в 1956 году. В том же году был создан тележурнал «Знание». Он вобрал в себя опыт предыдущих научно-популярных передач. Объектом внимания создателей журнала «Знание» стали не отдельные научные темы, а система научно-технических знаний. Такой подход для телевидения был новым. Кроме того, журнал, не ограничиваясь информацией о научных достижениях, анализировал научные проблемы. Творческая группа «Знания» почти полностью отказалась от киноматериалов, стремясь максимально использовать возможности и средства именно телевизионной выразительности, работали в разных жанрах (интервью, репортаж, беседа, выступление), искали пути превращения зрителей из свидетелей в участников событий81.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов каждая вновь открываемая в СССР телевизионная студия стремилась делать познавательные передачи для школьников и студентов. На Центральном телевидении существовала специальная рубрика «В помощь школьнику», на ленинградском – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». ТВ того времени было «островным» (термин С.А. Муратова), то есть жители городов имели возможность смотреть передачи только местной станции. В марте 1965 года правительство приняло постановление об организации системного учебного телевещания для школ, вузов, а также в помощь врачам, учителям и другим группам специалистов82. Вскоре на Центральном телевидении (ЦТ) был открыт специализированный канал, названный Третьей (учебной) программой. Через два года после первого эфира этот канал работал в среднем семь часов в сутки, еще чуть позже – уже 12 – 13 часов. После создания Главной редакции учебных и научно-популярных программ Центральное телевидение из года в год расширяло объемы ее вещания, и к 1977 году оно достигло шестнадцать часов в сутки (кроме периода летних каникул).

В 1960 году вышел в эфир тележурнал «Здоровье». Это был набор пяти-шестиминутных сюжетов, которые снимались в больницах, научно-исследовательских институтах. Главными их героями были врачи – от обычных практикующих до академиков. Долгие годы передачу вела врач Ю.В. Белянчикова, а уровень доверия к ней со стороны зрителей был очень высок.

В 1991 году перестали выходить некоторые передачи для школьников, учебно-образовательная редакция ЦТ была поделена на две части, отошедшие каналам «Останкино» и «Россия». Появился Четвертый канал «Российские университеты», который, по мнению экспертов, изобиловал «случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, и к тому же нередко содержащими скрытую рекламу»83. В 1994 – 1996 годах ее частоты были переданы независимой телекомпании НТВ, и «Российским университетам» был оставлен только вечерний эфир на четвертом канале. Далее эфирное время сокращалось, и в середине 1997 года образовательная программа постепенно прекратила существование. В конце 1990-х годов в российском телеэфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на образование детей и молодежи.

Актуальные проблемы науки:

Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами. Можно считать, что нанотехнологии – это совокупность процессов, позволяющих создавать материалы, устройства и технические системы, функционирование которых определяется, в первую очередь, наноструктурой, то есть фрагментами структуры размером от 1 до 100 нанометров. Человечество уже много тысяч лет живет среди наночастиц и впервые нанотехнологии «создала» сама природа задолго до того, как человек стал их так называть. А сейчас, благодаря появлению совершенных методов исследования типа электронной и сканирующей зондовой микроскопии началось интенсивное изучение наноуровня материи и сразу обнаружилось, что нанообъекты могут иметь уникальные свойства и потенциальные применения.

Глобальное потепление — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Помимо повышения уровня Мирового океана повышение глобальной температуры также приведет к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. В результате могут участиться природные катаклизмы, такие как наводнения, засухи, ураганы и другие, понизится урожай сельскохозяйственных культур и исчезнут многие биологические виды. Потепление должно, по всей вероятности, увеличивать частоту и масштаб таких явлений. Некоторые исследователи считают, что глобальное потепление – это миф, часть ученых отвергает возможность влияния человека на этот процесс и, наконец, есть те, кто не отрицает факт потепления и допускает его антропогенный характер, но не соглашается с тем, что наиболее опасными из воздействий на климат являются промышленные выбросы парниковых газов. Причин глобального потепления несколько: выбросы парниковых газов, изменения солнечной активности. Есть и другие теории. Глобальное потепление вовсе не означает потепление везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, то есть климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам.

Одним из лидеров в развитии кибертехнологий являются Соединенные Штаты Америки. Правительство очень серьезно подходит к проблеме возможности ведения войны в киберпространстве. Поэтому и появилась программа под названием «План Х». Основной целью ее является создание инструментов для доминирования Америки в данной сфере. Автором программы является агентство передовых оборонных исследовательских проектов, известное в мире, как DARPA. В целом, за развитие кибертехнологий выступают не только американцы. Так, в частности, по словам британского министра по делам вооруженных сил Ника Харви, в том случае, если ведение кибервойны сделать более эффективным, и благодаря этому риск для мирного населения и солдат будет меньшим, то такой способ ведения боевых действий и правда можно будет назвать более цивилизованным. Но, в то же время, для определенного числа стран развитие кибертехнологий может оказаться слишком затратным, что сделает эти государства беззащитными против угроз нового времени.

Первоначально термин «экология» означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. И даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы, имеющие, главным, образом биологическое содержание, что крайне сужает содержание предмета. Люди уже давно поняли, что человеческая активность меняет характер окружающей среды, причем в большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев изменение ее параметров, их отклонение от естественных значений оказывает негативное влияние на человека и его деятельность. И не трудно понять почему: за миллионы лет человеческий организм приспособился к вполне определенным условиям обитания. Но в то же время любая деятельность человека – промышленная, сельскохозяйственная, сфера услуг – это и есть источник жизни человека, основа его существования. Значит, человек неизбежно будет менять характеристики окружающей среды. И искать способы к ним приспосабливаться. Необходимо создание таких технологий, которые в наименьшей степени будут влиять на окружающую среду. Те технологии, которые обладают таким свойством, называются экологичными, а научные (инженерные) дисциплины, которые занимаются принципами создания таких технологий, объединяются общим названием инженерной, или промышленной, экологии. Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в XX веке этой традиционной бережливости, которая начала к тому же постепенно угасать под давлением развивающегося капитализма и вытеснения деревенского быта городским, стало недостаточно. Деградация природы начала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это стимулировало появление специальных природоохранных законов и создание системы заповедников вроде знаменитой Аскании-Нова. Рождается, наконец, и специальная наука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков природы и исчезающих популяций отдельных живых видов.

Влияние СМИ на общество весьма велико. Информация – мощнейшее оружие. Одной из причин снижения интереса к космонавтике в обществе является спад интереса со стороны СМИ к космонавтике. В советские времена именно пропаганда развития космической отрасли и ее освещение в прессе, всколыхнула все слои населения. Космос стал для общества приоритетом номер один. В центральных основных газетах, космонавтике отводились целые полосы. Почти каждый космонавт считал своим долгом публично сообщить о полете, о своих впечатлениях людям, для которых освоение космоса являлось самым большим достижением страны. Космонавты были национальными героями. К сожалению, та малая часть СМИ, которая, все же обращает внимание на космонавтику, почти исключительно стремится к псевдосенсациям. В соответствии с новой системой ценностей пишется и говорится о богатстве очередного космического туриста и подробностей его жизни, либо о «зеленых человечках». Крайне редки издания, поднимающие серьезные проблемы современной космонавтики. Невозможно сравнивать потенциал космической публицистики советских времен и современности. Очевидно, для исправления ситуации посыл должен идти не только сверху, но и от самих журналистов». Необходимо шире пропагандировать достижения отечественной космонавтики и не допустить переписывания истории не в пользу России.

Проблема привлечения молодежи в науку часто поднимается в средствах массовой информации и различных выступлениях официальных лиц. Она стала " общим местом", отчасти девальвировалась и нуждается в уточнениях. Например, таких: когда следует начинать приобщение к науке, кого следует привлекать, при каких условиях начнется приток молодых, а также на какой срок их пребывания в науке следует рассчитывать? вход в науку открыт ею же самой - окруженный горами техники, тысячелетним опытом предков, воображением и некой идеей, подросток действительно способен на многое. Но даже в случае успешной работы, юному таланту трудно будет найти себе место в нише ученых. Ведь, как и в любом социальном классе, здесь есть своя иерархия, свои правила. Люди годами пробивали дверь в науку и вряд ли пустят «юнца», который всего лишь нажал пару раз на клавишу. Так и получается, что новаторские идеи просто не имеют право на свою реализацию.

Негативную окраску, отпугивающую молодежь от науки, приобретает проблема финансирования данной отрасли. В мире, где все решают деньги, на одном энтузиазме, будь ты семи прядей во лбу, ничего не сделаешь, не имея определенного количества шуршащих купюр. Невостребованность государством понижает рейтинг научно-практической деятельности. Да и сами научные профессии вышли из моды все по той же причине.

По своим психофизическим характеристикам молодежь, как наиболее гибкая часть человечества, восприимчива к достижениям науки. В данном контексте можно сказать, что молодежь и наука – явления параллельные (хотя это и не совсем корректно). Именно в молодежной среде наука имеет практическую реализацию, в конце концов, все эти серьезные взрослые люди когда-то были подростками. Только получается так, что на взаимоотношение науки и молодежи оказывают влияние две группы факторов: субъективные и объективные. Сама наука доброжелательно и гостеприимно раскрывает свои двери каждому (объективные факторы). С другой стороны - пережитки времени (возрастной ценз), экономические барьеры, бесперспективность – субъективные факторы.

Отечественные СМИ мало рассказывают о достижениях российских ученых и - шире - о науке в целом. Доля публикаций, посвященных научным результатам как таковым, составляет лишь 6% от общего объема научно-образовательной информации в масс-медиа. Как правило, пресса сосредоточена на политических, организационных и финансовых проблемах российской науки, а не на изобретениях и открытиях. В итоге вокруг научных достижений формируется информационный вакуум. Отчасти это объясняется нехваткой журналистов, пишущих о науке, а отчасти - замкнутостью самих научных центров и их нежеланием популяризировать свои достижения.

Гуманитарная оценка – полезно обществу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал