Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория ТПК и промышленных кластеров.
Теория ТПК разработана Н.Н. Колосовским. Под территориально-производственным комплексом понимается экономически обусловленное сочетание предприятий в одной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с экономическими условиями района, его транспортным и экономико-географическим положением. Характерными чертами ТПК являются следующие: - экономическая взаимосвязанность и обусловленность предприятий, входящих в состав комплекса; - единство и компактность территории и общая инфраструктура; - соответствие набора предприятий природным экономико-географическим и транспортным условиям района; - решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или общегосударственных задач. ТПК формировались в плановой экономике и при доминировании отраслевого принципа управления, что накладывало жесткие ограничения деятельности этих комплексов. Например, выбор поставщика нередко определялся распоряжением «сверху». В современных условиях ситуация коренным образом изменилась, что и обусловило главное отличие кластера от ТПК. Понятие кластер пришло из математики. И означает группу объектов с близкими свойствами. Кластер максимально учитывает рыночный механизм и может быть эффективным только тогда, когда сами предприятия приходят к необходимости объединения в кластер. Таким образом, кластер ориентирован на повышение конкурентоспособности и эффективности. Кроме того, в СССР ТПК имели географическую привязку и соответствующее название. Например, нижнекамский ТПК, в отличие от ТПК. Кластер представляет собой образование в большей степени экономическое, чем географическое. кластер – это комплексное емкое понятие, находящееся на стыке экономической географии и региональной экономики. Промышленный кластер представляет собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластеров в целом. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, - это симбиоз кооперации и конкуренции. В любом случае, кластерная концепция кажется весьма перспективной для современной отечественной экономической географии и региональной экономики при выполнении ими конкретных научно-исследовательских и прикладных работ.
|