Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права.
РБ в соотв-и с КРБ, Декларацией Верховн. Совета РБ от 27 июля 1990г. «О гос.суверенитете РБ» явл. суверенным гос-вом. Она самост. выполняет как внутр., так и внешн.функции. При выполнении определ. рода функций, РБ может выступать и в кач. субъекта гражд. правоотношений. Осущ-е гос-вом прав и обязанностей одновременно подчеркивает наличие у него гражд. правосубъектности. Однако правоспособность гос-ва отличается своей спецификой. Это связано с тем, что РБ сама определяет границы возможн. установл-я прав и обязанностей. В собственности РБ находятся: земля, ее недра; природные ресурсы; воздушное пространство; имущество органов власти и управления РБ; магистральный трубопроводный транспорт; энергетич. система; система связи и инфо; имущество Вооруженных Сил РБ, пограничных, внутренних и ж/д войск; оборонные объекты; транспорт; уч.заведения; культ. и историч. ценности народа; ср-ва бюджета страны; гос. банки; гос. резервные и иные фонды; объекты соц.-культурной сферы; имущество, обеспечивающее суверенитет, хоз. самостоят-ть республики, ее экономич. и соц. развитие; имущество, приобретенное за счет бюджета РБ; имущество, безвозмездно переданное в собственность гос-ва др. субъектами права собственности. Гос-во создает соответств-е организации и закрепляет за ними гос. собственность, кот. используется ими в интересах гос-ва и в своих личных. РБ устанавливает правов. режим пользов-я имуществом и создает соответств-е регулирующ. и контролирующ. органы. Она создает свою финансово кредитн. и денежн. систему, организует собственную налоговую службу. РБ, выступая в кач. субъекта права в гражд. обороте, действует как равноправный участник. При этом она не обладает к.-л. преимуществами по сравн. с др. участниками. Будучи равноправн. стороной гражд. оборота, гос-во само довольно редко участвует в гражд. правоотн-х. Для этой цели гос-во образует соответств-е органы и через их посредство реализует свои права и обязанности. Некот. из них, выделены правами юрид. лица, и, след-но, способны выступать в гражд. обороте не только от имени гос-ва, но и от своего имени. Есть организации, кот. не явл. юрид. лицами, но надел-ся гос-вом правами выступать в гражд. обороте от имени РБ и защищать ее граждан, эконом. интересы страны (посольства, торгов. представит-ва). Если сделка заключается гос-вом в лице его представит. органов, гос-во несет такую же ответственность перед стороной, заключившей договор, как и все другие субъекты гражданского права. Гос-во принимает участие в обязательств-х правоотн-х. Сюда относятся имущ.-правов. отнош-я по гос. кредиту, займам, субсидиям, а также обязательства по возмещению вреда. Гос-во выступает стороной в гражд. правоотн-х и во вне страны. Как субъект правоотн-я РБ участвует в гражд. обороте непосредств. через посольства, представительства, торговые предприятия или советников по экономич. вопросам. РБ несет полную ответств-ть за совершаемые от ее имени действия гос. организаций. Объектом взысканий по обязательствам РБ служат ср-ва республиканской казны.
|