Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность комплексного экономического анализа и его роль в управлении предприятием






Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хоз. деятельности организации. К основным понятиям комплексного анализа относятся его полнота или всесторонность, системность, согласованность и одновременность.

Таким образом, сущность комплексного экономического анализа - всестороннее изучение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями, представленное через систему экономической информации.

Целью комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности является повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Значение анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса, повышении темпов развития экономики, наилучшем использовании в хозяйстве резервов и соблюдении непреложного принципа экономики - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами. В процессе экономического анализа выявляются резервы путем сравнительного изучения выполнения плана, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта.

Особое внимание следует обращать на анализ хозяйственной деятельности за период, предшествующий разработке плана. Ретроспективный анализ совмещается с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в плановых расчетах.

В большинстве случаев ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным (прогнозным) анализом, который дает возможность составить прогноз на будущее. Сравнительный анализ конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности предприятий и организаций помогает выявить перспективы бизнес-плана.

Выделяют три основных требования, которым должна удовлетворять система показателей: а) всесторонность охвата изучаемого объекта показателями системы, б) взаимосвязь этих показателей, в) верифицируемость (т.е. проверяемость) - ценность качественных показателей возникает тогда, когда ясна информационная база показателей и алгоритм расчета.

Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;

Стоимостные показатели. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений.

Натуральные показатели. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется.

Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие: показатели, характеризующие ритмичность продаж; выполнение плана продаж по заданной структуре товаров; полное удовлетворение спроса потребителей; изучение спроса и его прогнозирование.

в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это объемные показатели.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую. Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана, изменения показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (исчисляются для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения цен, производительности труда и др.). Абсолютные - выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Данные комплексного анализа обеспечивают:

· объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности, выполнение установленных по управлению бизнес-планом и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;

· контроль над осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов;

· определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

· выявление и измерение внутренних резервов

Организация АХДП должна соответствовать следующим требованиям:

1. Научный характер - АХД должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия, проводиться с использованием научно обоснованных методик.

2. Четкие распределения обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями, т.к. такое распределение влияет на полноту обхвата объектов анализа, исключает параллельность в анализе, обеспечивает ее комплексность.

3. Экономичность и эффективность аналитического процесса, т.е. затраты на его проведение должны быть минимальными с применением технических средств.

4. Регламентация - предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа.

5. Унификация (стандартизация) анализа - предлагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки.

Все это обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа, повышает объективность оценки деятельности предприятия и его подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ

Связь планирования с предварительным, текущим и последующим анализом

Предварительный (прогнозный, перспективный) анализ предшествует планированию и проводится до осуществления хозяйственных операций, создавая объективную информационную основу составления бизнес-плана. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Текущий анализ осуществляется непосредственно в ходе исполнения бизнес-плана. Его задача заключается в сопоставлении фактических и запланированных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий.

Общая характеристика бизнес-плана. Бизнес-план является основным средством управления предприятием. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Бизнес-план является рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих организаций.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития организации, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Анализ и диагностика в составлении основных разделов и показателей бизнес-плана. Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.

Состав бизнес-плана:

1) Титульный лист содержит информацию о фирме: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта; ссылка на секретность.

2) Резюме представляет собой краткую характеристику проекта, его цель. Здесь должны быть сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, уровне рентабельности, сроках возврата кредитов. Задачи анализа в этом разделе: анализ и оценка объёма продаж; анализ затрат; оценка риска; оценка прибыли.

3) Описание вида деятельности, продукции. В разделе отражается текущая ситуация внутри предприятия и во внешней среде и тенденции их развития. Характеризуется продукт (услуги) предлагаемые будущим покупателям. Следует также отразить примерную цену, по которой можно будет продать товар (услугу), его себестоимость, наличие лицензии (патентных прав), отличие от товаров конкурентов и т. п. Задачи анализа и оценки: оценка потребительских свойств товара: анализ товаров конкурентов; анализ цен и затрат на производство продукции.

4) Рынок сбыта. Оценивается рынок с позиций его насыщенности, размеров и возможностей роста, доли на рынке продукции рассматриваемого предприятия, наличия платежеспособного спроса на данную продукцию, наличия на рынке аналогичной продукции. Задачи анализа и оценки: оценка положения дел в отрасли; анализ темпов прироста по отрасли; анализ потенциальных потребителей; анализ рыночной конъюнктуры

5) Анализ конкуренции на рынке сбыта. Оценка конкурентов должна быть предельно достоверной, с указанием недостатков в их стратегии или качественных характеристиках товаров, что обеспечит достижение успеха в сбыте нового товара. Описываются также объемы производства продукции, поставщики сырья, рентабельность производства, методы ценообразования конкурирующих фирм, возможности конкурировать на рынке ценой, качеством, уникальными особенностями готовой строительной продукции. Задачи анализа и оценки: Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов); анализ цели, стратегии конкурентов; анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов

6) Стратегия маркетинга. Этот раздел бизнес-плана включает в себя: изучение и анализ многих данных о способах организации продажи товаров, услуг, их ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу, путях обеспечения постоянного роста объемов продаж, достижении высокой репутации данных товаров и услуг в глазах общественности и т. п. Задачи анализа и оценки: анализ состояния рынка; анализ изменения цен; анализ внешних и внутренних факторов; анализ эффективности рекламы; анализ сильных и слабых сторон фирмы

7) План производства. Данный раздел составляют для проведения технико-экономического обоснования производства нового товара (услуг) в необходимом количестве и качестве в нужные сроки, чтобы показать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. Задачи анализа и оценки: анализ сырья и материалов; анализ трудовых ресурсов; анализ затрат на производство продукции; анализ фондовооружённости; анализ себестоимости продукции.

8) Организационный план. В этом разделе отражают все организационные связи предприятия с партнерами, учредителями и обосновывают организацию производственной деятельности. Составляют примерное штатное расписание, возможно, кратко описывают функционал специалистов, их профиль, образование, опыт, заработную плату, показывают способы привлечения кадров.

9) Оценка риска и страхование. В этом разделе анализируются: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии. Разрабатываются меры профилактики рисков, программа самострахования и внешнего страхования от рисков Данный раздел включает в себя расчет, анализ и оценку риска проектных решений в достижении поставленной цели, анализ риска по источникам и причинам; анализ риска статистическим, экспертным и комбинированными методами.

10) Финансовый план. Этот раздел призван обобщить материалы предыдущих частей бизнес плана и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-плана и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется срок окупаемости или точка окупаемости (составляется график достижения безубыточности). Задачи анализа и оценки: финансовый анализ деятельности предприятий; анализ баланса денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности; анализ доходов и затрат; выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

11) Стратегия финансирования. Определяется величина и источники получения средств; обоснование полного возврата средств и получения доходов. Задачи анализа и оценки: анализ средств по источникам; анализ платежеспособности предприятия; анализ сроков окупаемости вложений.

Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет.

Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

Бюджет - это количественное выполнение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

- обеспечение текущего планирования;

- обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений организации;

- обоснование затрат организации;

- создание базы для оценки и контроля планов организации;

- исполнение требований законов и контрактов.

Сметное планирование осуществляется в 2 этапа:

1. Планирование - определение будущих целей;

2. Мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хоз. деятельности, т.е. того, как происходит выполнение запланированных решений.

Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.

I. Определение главного фактора бюджетирования, то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж.

II. Разработка ключевого бюджета, т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж.

III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов, т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:

1) бюджет трудовых затрат в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;

2) бюджет расходования материалов - в количественном выражении.

3) Далее строится бюджет закупки материалов

4) После этого составляются бюджеты накладных расходов.

- производственные - на основе данных об объеме производства;

- коммерческие - на основе данных об объеме продаж.

5) Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями

IV. Построение генерального бюджета, который включает:

-планируемый отчет о прибылях и убытках;

-планируемый баланс;

-планируемый отчет о движении денежных средств.

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров на денежный поток. По существу, производится анализ влияния всех вместе взятых отклонений на величину итогового денежного потока. Алгоритм проведения такого контроля выглядит следующим образом.

Шаг 1. Установление всех факторов, которые влияют на величину денежного потока.

Шаг 2. Определение суммарного отклонения денежного потока от бюджетного значения.

Шаг 3. Определение отклонения годового денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора.

Шаг 4. Составление таблицы приоритетов влияния, которая располагает все факторы по порядку, начиная с более значимых.

Шаг 5. Составления окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал