Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление НКО, Теория организации






46. НКО как объект управления

Организация как объект управления.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Организация как объект – представляет собой искусственное объединение людей, которое является элементом или частью общественной структуры и выполняет определенные функции.

Обязательные требования для организации:

1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

2) наличие одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таблица – Описание организации как объекта управления:

Параметр описания Характеристика
Название, местонахождение Официальное наименование, адресные данные
Назначение   Цели и виды продукции и услуг
Отраслевая принадлежность При многопрофильности выделяется главная отрасль
Правовая форма и вид собственности В соответствии с Гражданским кодексом и законами РФ
Историческая справка Основные этапы развития, определившие современное состояние организации
Структура Состав ее подсистем (производственных и управляющих)
Структура управления Тип, вид, сложность, управляемость
Ресурсы Основные виды, размеры
Культура Ценности, разделяемые членами
Ключевые факторы внешней среды Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание - организациям-конкурентам
Руководство Разделение власти и ответственности, стиль

Значение параметров для характеристики организации.

Назначение организации. Эта характеристика необходима для определения места и роли организации в общем экономическом пространстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т.д.

В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо определить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рассматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeng считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные системы, Sony - миниатюризацию, Philips - видеоинформацию.)

Местонахождение организации является важной характеристикой, которая отражает географию размещения ее подразделении и филиалов, а также предопределяет характер территориальных связей с другими организациями.

Отраслевая принадлежность. С точки зрения управления организациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

1) отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т.д.;

2) отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

3) отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компаний, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.; в состав этого сектора в последнее время включают также все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Высказывается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами [16, с. 128-135].

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

- корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны;

- индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринимательские структуры среднего и малого размера. Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.

47. Сходство и различия коммерческих и некоммерческих организаций.

Как коммерческие, так и некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в одинаковой среде, используя ограниченные ресурсы. К таким ресурсам относится приобретение труда, материалов, оборудования, прав их использования и т.д., получение займов и субсидий. Операционное окружение для обоих типов организаций похоже: и некоммерческие, и коммерческие организации получают и распределяют продукцию, работы и услуги путем обменных операций на рынке, используя ограниченное количество ресурсов.

Основное отличие между организациями второго и третьего сектора заключается в способе получения ресурсов. А именно, коммерческие организации представляют свои услуги клиенту, который приобретает их по рыночным ценам. И это, в общем случае, формирует ресурсы бизнес структур.

Некоммерческие организации получают значительные объемы ресурсов от поставщиков (доноров, жертвователей, благотворителей), которые не ожидают за них оплаты или экономической выгоды.

В отличие от коммерческих организаций, где большинство операций выполняется с использованием рыночных цен, НКО применяют особую ценовую политику для своих целевых групп или оказывают свои услуги на безвозмездной основе – для своих целевых групп. При этом с экономической точки зрения, услуги не являются бесплатными, но платит за них третья сторона, а именно поставщик ресурсов.

Основная деятельность НКО зависит от миссии организации, отличается от продажи работ или услуг, целью некоммерческой организации является исполнение основной цели, ради которой организация была создана, а не извлечение прибыли.

Важной отличительной особенностью некоммерческих организаций от коммерческих является отсутствие экономического интереса к владению организацией, который может быть передан или продан третьим лицам.

Сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора взаимовыгодно. Бизнесу оно приносит улучшение имиджа, интерес потребителей, льготы по налогообложению. Например, выступая спонсорами некоммерческих программ, корпорации используют позитивный образ третьего сектора в своих рекламных и маркетинговых программах, повышая доверие населения к своей продукции и намерениям. Для некоммерческих организаций сотрудничество с бизнесом приносит ресурсы на выполнение миссии и организационное развитие.

Некоммерческий сектор предоставляет представителям бизнеса возможность удовлетворить их потребность творить добро, которая претворяется в виде благо творительных проектов и программ.

Партнерство двух секторов позволяет государству привлечь, помимо налоговых, дополнительные средства в социальную сферу.

НКО России накопили заметный опыт в решении социально значимых задач в самых разных областях. В силу специфики своей деятельности (получение грантов на реализацию конкретных программ) этот опыт в основном позитивен. Активное взаимодействие с иностранными организациями позволяет НКО знакомиться, осваивать и внедрять мировой опыт решения различных социальных проблем. Ограничения в использовании ресурсов требуют от НКО нахождения технологичных и недорогих решений, прямо ориентированных на потребности их клиентов.

Таким образом, можно выделить два основных сравнительных признака коммерческих и некоммерческих организаций:

1. Цель деятельности.

2. Право на осуществление предпринимательской деятельности.

Так, согласно первому признаку (цели деятельности), целью коммерческих организаций является получение прибыли; некоммерческих – культурные, образовательные, благотворительные и др. общественно-полезные цели, извлечение прибыли не является основной деятельностью.

Согласно второму сравнительному признаку (праву на осуществление предпринимательской деятельности), коммерческие организации создаются для осуществления прибыли, некоммерческие – могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если она служит для достижения уставных целей.

Кроме того, в случае завершения неприбыльной организации ее имущество не распределяется между заинтересованными лицами (кредиторами, сотрудниками и др.), а направляется для продолжения заявленной некоммерческой деятельности.

Таким образом, имущество некоммерческой организации служит общественно-полезным целям независимо от того, действует или нет некоммерческая организация. Итак, ограниченное использование прав собственности некоммерческих организаций служит гарантией выполнения социальных задач.

Общим между коммерческими и некоммерческими организациями является в первую очередь то, что это юридически закрепленные формы деятельности, имеющие Устав и учредителей. Как коммерческие, так и некоммерческие организации обязаны вести и предоставлять бухгалтерскую отчетность, оплачивать налоги. Еще одним немаловажным сходством является возможность передачи имущества по договорам купли-продажи, аренды, дарения и т.д.

48. Основы проектирования социальной организации

Законы организации компаний

Законы своеобразия: «Для каждой компании существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления». Любая компания имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков традиций отношений между работниками.

Закон социальной гармонии: «Для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда)». В социальную сферу деятельности компании входит выполнение функции социального развития коллектива. Законы организации людей. Закон оптимальной загрузки: «Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности». В компаниях трудятся люди с разным образованием, опытом, здоровьем и темпераментом. Время качество выполняемых работ зависит как от их объема и сложности, так и от личностных особенностей человека.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: «Процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления». Особенности мышления человека проявляются в двух типах: образности или алгоритмичности.

Образное мышление - это представление каких-либо событий в виде изобразительных, ярких, а возможно и одушевленных эквивалентах. Алгоритмическое мышление основано на логике представления и развития реальных событий. Каждый человек обладает преимущественно тем или другим типом мышления.

Закон эффективного осмысления: «Эффективное осмысление нового возможно при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике».

Закон установки: «Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился, к которой он приготовился». Поэтому руководителю необходимо заранее настраивать работников на соответствующую информацию, оповещать их о тематике собрания, возможных предложениях и решениях. Всякая дополнительная информация, не относящаяся к объявленной области, не воспринимается.

Закон устойчивости информации: «Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии». Первая информация о событии обычно не встречает в сознание человека сопротивления и спокойно запоминается, следующая о том же событии уже сопоставляется с первой и здесь возможны конфликты. Закон доходчивости информации: «Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации». Одновременное использование образных и алгоритмических способов подачи информации позволяет человеку выбрать ту форму подачи, которая соответствует его типу мышления. Основополагающие законы

Закон синергии заключается в том, что возможности организации в целом больше, чем сумма возможности ее составных частей, взятых в отдельности. Данный эффект обеспечивается за счет взаимной поддержки и всесторонней проработанности решаемых организационных задач. В результате совместной деятельности достигнутый эффект с лихвой покрывает потери от ограничения самостоятельности.

Закон самосохранения базируется на том, что любая организация в целом и ее составные элементы в частности стремятся сохранить себя и свои существующие связи. Для этого необходимо не допускать конфликтов и потрясений в организации, осмотрительно использовать ресурсы предприятия и постоянно модернизировать и расширять свою деятельность.

Закон развития. Все элементы природы имеют либо естественный, либо искусственный алгоритм функционирования. Для каждого из них характерен свой путь развития. Развитие- это необратимое и направленное изменение материи. Цикл развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Существуют две формы развития:

- эволюционная - непрерывные, постепенные количественные и качественные изменения

- революционная - скачкообразные изменения.

Развитие бывает прогрессивным и регрессивным. Прогресс и регресс сопутствуют развитию любой компании, поскольку в них идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и накопления опыта, упорядочения производственных отношений и укрепления традиций (регресс). Развитие организации обуславливают следующие факторы:

- изменение на рынке спроса и предложения

- изменения внешней и внутренней среды

- изменения приоритетов потребностей и интересов человека или общества

- старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса компании

- изменение экологии

- глобальное состояние цивилизации

Одна часть перечисленных факторов неподвластна руководству компаний, другая- может служить инициатором грядущих в компании перемен.

Законы второго уровня

Закон информированности-упорядоченности предполагает, что эффективность деятельности организации напрямую зависит от степени информированности ее сотрудников. Согласно закону информированности упорядоченности, «чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет».

Закон единства анализа и синтеза. Анализ и синтез являются элементами биологического и интеллектуального развития. Эти процессы повторяются, причем каждый из них вносит что-то новое, более необходимое. Ненужные элементы отпадают, а необходимые - появляются, то есть достигается некоторая временная гармонизация элементов, входящих в состав какой либо организации. Анализ и синтез- это элементы гармонизации. В процессах совершенствования деятельности компаний анализ обычно предшествует синтезу. Таким образом, анализ в теории организации включает две основные процедуры: разделение целого на части и улучшение функционирования каждой из этих частей. Синтез также включает две процедуры: согласование характеристик выделенных частей и объединение их в одно целое.

Закон гармонии. Слово «гармония» означает стройность, соразмерность. Она может создаваться естественным и искусственным путем. Согласно закону, «каждая организация стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении». Профессиональная реализация закона гармонии основана на выполнении ряда принципов: Принцип планирования. Принцип координирования. Принцип стабилизации. Принцип согласования. Принцип полноты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал