Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В наст.вр выдел. 3 модели регулирования фин.рынков.
1.Посекторная (секторальная), когда создается неск.регулирующих органов, каждый из которых отвечает за свой сектор фин.рынка (применялась до 05.2011) 2.Модель мегарегулятора означает сочетание в одном регулирующем органе всех функций регулирования, контроля и надзора за фин.рынками. Реализ. В РФ с 01.09.2013. В качестве мегарегулятора избран Банк России. 3.Модель «двух вершин» означает разделение функций и выделение соответ.органов, отвечающих за контроль, надзор и функции по обеспечению фин.стабильности, т.е. регламентирование рыночной практики и проведение участников фин.рынков. Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны. Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции). Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране, степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). В мировой практике сложилось несколько моделей финансовых рынков: европейская (банковская), англо-американская (небанковская) и смешанная. Они различаются по принципам построения отношений между ведущими участниками обмена финансовыми инструментами и регулирующей роли государства. Как правило, в европейской модели основными участниками отношений считаются банки. В соответствии с этим центральный банк государства представляется главной регулирующей инстанцией (наиболее яркие примеры - Германия, Австрия, Бельгия). В англо-американской модели финансового рынка ведущая роль принадлежит инвестиционным институтам и небанковские органы признаются регулирующей инстанцией. Среди более чем 30 стран с развитыми финансовыми рынками более половины стран имеют самостоятельные ведомства, осуществляющие контроль за этим рынком, примерно в 15 странах за финансовый рынок отвечает министерство финансов, а в остальных странах существует смешанное управление. Практика развития финансовых рынков в экономически развитых странах выявила, что структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковская, небанковская, смешанная), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на финансовом рынке передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общая тенденция для всех стран - создание самостоятельных ведомств, регулирующих финансовые рынки. В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба. Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов).
|