Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.Стр 1 из 42Следующая ⇒
Предмет, цель и задачи психологии личности.
Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. В задачи психологии личности входит: 1) Исследование общего и частного в проявлении личности. 2) Изучение структуры личности. 3) Изучение механизмов развития личности. 4) Изучение закономерностей развития личности. 5) Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития. Методы изучения личности. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. 1) Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения; в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п. 2) Эмпирические (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении: наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы). Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта (открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования, скрытое; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях и естественное (полевое); включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри, невключенное – наблюдение со стороны; случайное – не запланированное заранее наблюдение, систематическо е – преднамеренное наблюдение). Самонаблюдение - наблюдение за своими переживаниями. Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Бывает: 1)лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. 2) Естественный эксперимент - сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий. 3) Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. 4) Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. Психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, социометрия (исследование межличностных отношений в группе), интервью и беседа). Анализ процесса и продуктов деятельности - метод анализа записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д .). 3 ) Методы обработки данных: количественная обработка (построение графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.); качественная обработка (предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований). 4) Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования: генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности; структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу (системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими качествами индивида).
|