![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция личности А.Н.Леонтьева.
Алексей Николаевич Леонтьев – автор деятельностного подхода в психологии. А.Н.Леонтьев принимает «известное марксистское положение, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. По мнению А.Н. Леонтьева, " личность человека " производится" – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности". На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку " именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность". Он считал полезным переосмыслить ряд теоретических положений, надеясь внести ясность в некоторые из них. Прежде всего – провести различие между «индивидом» и «личностью», поскольку понятие «индивид» употребляется в чрезмерно широком значении. А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между этими понятиями. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева. Другой важный постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни обладает " самостоятельной силой реакции", иными словами, активностью, то тогда справедливо: " внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в " отвязанности" от состояний организма. " Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности", – отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и " механизмом" ее движения. Особенность эмоций, уточняет А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. " Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности. Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности. Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро- эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению " структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию " главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий " психологический" профиль личности". Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: – широту связей человека с миром (посредством его деятельностей); – степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); – общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс " становления связной системы личностных смыслов". В процессе формирования личности есть два узловых момента: «Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность».
|