Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция личности Л.С.Выготского.
Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности. Она стала одним из наиболее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века. С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предполагает три больших класса единиц анализа: знаки и символы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения. Развитие психики человека в филогенезе следует рассматривать как единый процесс формирования сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотношений с окружающей средой - животное приспосабливается к окружающей среде, а человек ее приспосабливает к себе. Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью орудий особого рода - психологических. Таким образом, появились высшие психические функции - произвольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в материальной внешней форме (сигналы). Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и символов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и понятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков. Центральным моментом развития психики человека является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Исследуя природу знака как орудия, опосредствующего психические функции и станавливающего новые отношения между ними, Л. С. Выготский пришел к пониманию знака как того, что имеет определенное значение. Он одним из первых в психологии обратил внимание на явления значения и смысла и исследовал их психологическую природу. Знак становится орудием, когда обретает значение. Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Это накладывает отпечаток на деятельность человека. Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Деятельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции. Функции знака: обозначение, значение и личностный смысл. В развитии человека с момента рождения существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, числовые системы и др.). Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхождение. Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельностью человек перешел с эволюционного (животного) на социально-исторический (человеческий) путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества. Л. С. Выготский соотносил знак не с задачами биологиче ской адаптации, а с процессом культурного развития человечества. Это был принципиально новый подход. Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения. Личность - понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития. Личность - понятие культурно-историческое. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л. С. Выготский трактует социальную среду не как фактор, а как источник развития личности. С момента рождения человеческое существо погружается в процесс функционирования знаков и предметов, несущих социально закрепленный способ оперирования ими, приобщаясь тем самым к истории культуры. Психическое развитие отдельной личности выступает не как адаптация к окружению, а как овладение культурными ценностями, их усвоение. Это усвоение изначально социально по своей природе. Оно может возникнуть только в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности. Любой сигнал становится знаком потому, что он служит знаком для других. Механизмом перехода от низших психических функций к высшим является предметная деятельность. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения, и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, а затем способы этого взаимодействия, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной системы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превращаются во внутренние процессы, составляющие психологическую сущность формирующейся личности со всеми ее особенностями. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Согласно Л. С. Выготскому, осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. В трудах Л. С. Выготского одной из центральных является проблема интериоризации (присвоения). Сформулированный им общий генетический закон развития гласит, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации -вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Таким образом, принцип интериоризации представляет проблему зарождения индивидуального сознания со всеми его уникальными признаками не из задач адаптации организма к среде и не из процесса общения как такового, а из усвоения человеком (посредством адаптивных действий и общения) системы общественных продуктов, орудий и ценностей. В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Эти изменения Л. С. Выготский относил к ключевым моментам постепенного перехода человеческого существа от натуральной к культурной жизни. Стадии развития личности: I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию в развитии ребенка магической (т. е. недифференцированного отношения). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и явлений и не различает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций, и тех, которые производятся независимо от него. У новорожденного ребенка отсутствует личность и мировоззрение, отношение к другим. Ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле. Характерной чертой этой стадии является то, что впечатления первого года жизни никогда не сохраняются в памяти. Первый год в жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, так же, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. А у ребенка это происходит вследствие отсутствия речи, так как она является как бы своеобразной письменностью нашего прошлого. II. Следующую стадию можно обозначить как появление самосознания. Эта стадия в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, имеющими решающее значение для всего последующего процесса развития. Первая перемена органического характера. Она состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать. Другая перемена культурного характера. Она заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир. Решающим моментом в развитии личности ребенка на этой стадии является осознание им своего Я. Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. III. Следующей стадией является возраст игры (до школы). На этой стадии игра является особой формой поведения ребенка. Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но при этом в каждой игре ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. Это значит, что он уже владеет одной и другой. IV. Данная стадия характеризуется появлением у ребенка способности дифференцировать свой социальный опыт. В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устойчивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным, и гораздо более индивидуализированным существом. Это не представляется противоречивым, так как является двумя сторонами одного и того же процесса. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта возможно оформление и вызревание личности ребенка. Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать. Это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие. V. На эту стадию приходится возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование. Это возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка: открытие своего Я и оформление личности, с одной стороны, и оформление мировоззрения, отношения к миру - с другой. В области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст. В этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно меняют психический мир личности. Это связано с появлением рефлексии. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации. По утверждению Л. С. Выготского, наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные черты и особенности) в пору полового созревания выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосознания. Внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана (как системы приспособления, главным образом, социального). Этот возраст как бы завершает весь процесс культурного развития ребенка. Процесс формирования личности, особенно в детском возрасте, предполагает интенсивное усвоение ребенком информации, поступающей из социального окружения. Поэтому одним из ключевых понятий в концепции развития личности Л. С. Выготского выступает понятие зоны ближайшего развития. Сам Л. С. Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения. Зона ближайшего развития помогает видеть перспективы и динамическое состояние развития личности. Наличие зоны ближайшего развития предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Л. С. Выготского, правильно организованное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными, учение должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые качества возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности обусловливается сотрудничеством ребенка (в самом широком смысле) с другими людьми, то есть зоной ближайшего развития. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского символизировала новый ракурс развития психологии личности. В опоре на многочисленные исследования в ней убедительно обосновывается социальное происхождение личности и важнейшей детерминанты ее формирования и развития - культурной среды, в которую включается человек после рождения.
|