![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историко-эволюционный подход в рассмотрении проблемы личности (концепция А.Г.Асмолова).
Среди современных исследователей, придерживающихся культурно-исторической парадигмы в рассмотрении проблемы личности, заслуживает внимания историко-эволюционный подход Александра Григорьевича Асмолова (род. 1949). Сущность человека и его существование как личности он рассматривает с точки зрения многомерности, самостоятельности и самоценности. Развивая идеи Л. С. Выготского и других представителей советской школы психологии, он рассматривает социально-исторический образ жизни как важнейшую детерминанту формирования и развития личности и связывает его с категорией «социальная ситуация развития» Л. С. Выготского. А. Г. Асмолов отмечает, что в отношении человека используются разные термины: человек, субъект, индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим о человеке как о представителе какой-либо общности или об общих психологических особенностях, закономерно применим термин индивид. Термином индивидуальность пользуются, когда рассматривают особенности человека, его потенциальные творческие возможности. Когда же человек рассматривается в его социальном качестве, с его внутренним миром и внешним поведением, а главное, с его осознанием собственного Я в окружающем социуме, используется термин личность. Поэтому личность есть определенный модус (вид) существования человека, то есть какое-то его определенное качество. Личность - это человек в его социальном качестве. Рассматривая личность в системе социальных отношений, А. Г. Асмолов предлагает выделить три уровня анализа системных качеств личности: «роль-для-всех»; «роль-для-группы»; «роль-для-себя». «Роль-для-всех» выполняет функцию адаптивных моделей поведения личности в социуме, средств регуляции социотипического поведения. Уровень «роль-для-группы» отражает реально действующие мотивы поведения и соответствующие ему типы межличностного общения или ролевые отношения. Уровень «роль-для-себя» содержит мотивы индивидуальности, то есть личностно-смысловые проявления человека. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. По мнению А. Г. Асмолова, личность - это сущность человека, самое главное в нем - это то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Но, когда речь заходит об изучении личности, будет неправомерным абстрагирование этой категории, проводя аналогию между личностью человека первобытно-общинного строя и личностью человека современного. Поэтому в понимание такой категории, как личность, должен быть органично включен социально-исторический контекст. Это дает возможность более целостно подходить к изучению сущностных характеристик личности и процессу ее развития. Категория социально-исторический образ жизни выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. В силу этого уже при появлении на свет он становится представителем конкретной общности. 3. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. Выступая как источник развития личности, социально-исторический образ жизни и культура общества как бы задают появившемуся на свет человеку сценарий. Будучи интериоризирован личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально-исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности. При всем многообразии особенностей человеческая культура с точки зрения предоставления свободы выбора тех или иных видов деятельности располагается между двух полюсов - полюсом полезности и полюсом достоинства. В тех культурах, где чаша весов склоняется в сторону полюса полезности, социотипическое поведение начинает преобладать над индивидуальным поведением в жизни личности. В такого рода культурах сокращается время, отводимое на детство, а старость не обладает ценностью. В культурах же, ориентированных на достоинство, ведущей ценностью в социально-историческом образе жизни выступает ценность личности, независимо от того, что от нее можно получить. В таких культурах дети, старики и инвалиды священны. Они окружены общественным милосердием. Именно эти культуры, по утверждению А. Г. Асмолова, оказываются более подготовленными к нахождению нетривиальных решений в критических, кризисных ситуациях. А. Г. Асмолов отмечает, что еще с древнейших времен наряду с изготовлением и усовершенствованием орудий труда не менее важным источником развития личности в филогенезе является творческая деятельность, искусство и сформированная посредством их культурная среда в целом. Это создало предпосылки к культурному освоению мира, расширению образа мира личности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств как личности с ее социальными связями и как субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «образ Я»). В этой системе личность выступает как субъект выбора. И с этой точки зрения, личность является составляющей индивидуальности, ее характеристикой как общественного индивида, объек та и субъекта исторического процесса. В процессе развития личность преобразует, творит действительность, в том числе и самое себя, приобретая индивидуальность. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и как субъекта психической активности. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека, он первый высказался о том, что главным аспектом становления психологии человека должен стать исторический подход. Неоценимым вкладом ученого является то, что именно благодаря ему идея историзма природы личности была введена в конкретное психологическое исследование ее общественно-исторического и онтогенетического развития. Такое преобразование рассматривается как результат усвоения людьми продуктов общечеловеческой культуры в процессе их общения друг с другом. А. Г. Асмолов, продолжая традиции, заложенные Л. С. Выготским, расширил научное понимание личности с точки зрения историко-эволюционного подхода. В своей концепции он раскрыл историческую обусловленность и необходимость возникновения феномена личности как обязательного условия исторической изменяемости общества и его прогресса. С точки зрения А. Г. Асмолова, эволюционный смысл индивидуальности личности как субъекта деятельности, ее поступков и поведения состоит в том, что за проявлениями индивидуальности личности стоят потенциальные возможности творческого процесса развития культуры человечества. В настоящее время обращение к культурному и историческому аспектам развития личности в психологии связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов, с использованием аппарата структурно-семиотических исследований.
|