![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-когнетивная теория А.Бандруы.
Новым в развитии бихевиористической концепции явилось представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, а наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению других людей. Это важная особенность предполагает, что поведение человека имеет весьма значимую когнитивную составляющую, то есть включает непременный познавательный компонент, в частности символический. Этот механизм, как отмечали многие отечественные и зарубежные авторы, нельзя игнорировать, так как совершенно очевидна его выдающаяся роль в процессе развития человека как личности. Таким образом, психосоциальное функционирование и развитие личности человека регулируются взаимодействием внешних и своих собственных источников воздействия. Это утверждение убедительно иллюстрирует социально-когнитивное направление в теории личности и «концепция научения через наблюдение» Альберта Бандуры (1925-1988). Как и большинство подходов к личности с точки зрения теории научения, теория А. Бандуры основана на положении, согласно которому человеческое поведение по большей части усваивается из внешней социальной среды, и принципов такого рода научения достаточно для рассмотрения проблемы развития и становления личности. Более ранние теоретики научения не уделяли достаточного внима ния не только социальному контексту, в котором возникает поведение, но и тому факту, что многое в научении возникает викарно, т. е. путем наблюдения за поведением других людей. С точки зрения А. Бандуры, люди не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружающей среды, - они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Причины психического функционирования человека нужно понимать с точки зрения непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который А. Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы внутренней предрасположенности (например, вера и ожидание) и ситуационные факторы (например, поощрение и наказание) являются взаимозависимыми причинами поведения. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. В организации поведения большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в регулировании деятельности человека. Среда или окружение оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда, в свою очередь, формирует личность. А. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Поведение людей регулируется в большей мере их реакциями на ожидаемые последствия, чем их реакциями на прошлые или настоящие внешние результаты. Человек формирует поведение, ориентируясь на будущее, но, в первую очередь, реагируя на ожидаемые результаты своих действий. А. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия. Отличительной чертой теории А. Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, с помощью которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. В человеческих культурах новое поведение очень часто усваивается путем наблюдения за поведением других. Часто обучение вполне непосредственно, и дети в особенности научаются тому, что, как они видят, делают другие. Но также на индивидов могут влиять и модели, представленные в более символической форме. Очень действенные источники моделирования - изобразительные, например, кино и телевидение. Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования (структурирования). Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта. В центре теории А. Бандуры лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести не только путем личного опыта. Он отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие и какие последствия за этим следуют, а затем повторяем их действия. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. А. Бандура полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения. Люди реагируют на внешние воздействия при помощи наблюдения и затем перерабатывают эти воздействия посредством своих когнитивных структур. Они наблюдают, думают, планируют и предвидят возможные внешние последствия своих действий. Реализация новых моделей поведения, наблюдавшихся ранее, но никогда не применявшихся, оказывается возможной благодаря познавательным способностям человека. Стимулы, идущие от модели, трансформируются в образы того, что модель делала, говорила, как выглядела, и, что даже более важно, трансформируются в вербальные символы, которые позже можно воспроизвести (вспомнить). Эти символические, когнитивные умения также позволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбинировать то, что он наблюдал у ряда моделей, в новые паттерны поведения. Таким образом, наблюдая за другими, человек может вырабатывать новые решения, а не просто подражать. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, моторно-репродуктивными и мотивационными. 1. Процессы внимания: понимание модели. Человек обучается через наблюдение, если обращает внимание на характерные черты поведения модели и правильно пони-мает их. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что приобретается в результате наблюдения. Внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью. Обычно ищут модели, олицетворяющие харизматические качества, в то время как тех, кто демонстрирует неприятные качества, обычно не замечают или отвергают. 2. Процессы сохранения: запоминание модели. Другая группа процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной представленности в памяти того, что наблюдалось когда-то. А. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая - образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно проговорить, что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки. Фактически человек мысленно проговаривает последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и, когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. А. Бандура утверждал, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее. 3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третья группа процессов научения через наблюдение это перевод информации, символически закодированной в памяти, в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно характерно для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных операций для их четкого выполнения. Такого рода действиям можно научиться, наблюдая за кем-то и воспроизводя поведение модели. Однако все равно поначалу эти действия будут неуклюжими и плохо скоординированными. В таких случаях недостаточно простого наблюдения и запоминания, чтобы точно выполнить действие. Только постоянная практика в последовательном выполнении операций позволит совершенствовать моделируемое действие. 4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый компонент моделирования касается внутренней детерминации поведения. Человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но усвоенное в процессе научения далеко не всегда можно превратить в открытое поведение, особенно если оно имеет негативные последствия. Только при наличии позитивного подкрепления моделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения. Таким образом, для реализации усвоенного поведения необходим достаточный стимул. Есть и другой способ усилить желание человека выстраивать моделируемое поведение - через предвидение подкрепления или наказания в незнакомой для него ситуации. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения. Человек может предвидеть, что сходное поведение (виденное когда-то в подобной ситуации) приведет к сходным последствиям. В этом случае подкрепление переживается косвенно. А. Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека - мотивации, эмоциях и действиях. Научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений - косвенного (внешнего) подкрепления и самоподкрепления. Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации выбранной модели поведения наблюдаемых последствий этого поведения. Самоподкрепление означает, что личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению А. Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение других типов поведения. Важное место в теории личности А. Бандуры занимают понятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность». Отличительной особенностью в научении и организации поведения личности является ее уникальная способность к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответ. Поведение личности регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения либо как неудовлетворительное и наказуемое. Самооценочные стандарты могут усваиваться посредством наблюдения за другими. В течение жизни у людей развиваются собственные ценности, определяющие, какие действия важны, и личные стандарты поведения. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а не соответствующие - как негативные. Это определяет тенденцию награждать или наказывать себя посредством самоодобрения или самокритики (самоответ). Адекватность или неадекватность поведения определяется личностью в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий. Благодаря этому процессу мониторинга поведение становится регулируемым и не зависит постоянно от внешних причин. Таким образом, у людей появляется связность поведения, и она не меняется автоматически в связи с одобрением или неодобрением определенной социальной группы, в которой оказывается человек. Между тем функции саморегуляции создаются и нередко поддерживаются влиянием социального окружения. Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый А. Бандурой как обоснованное когнитивное средство достижения более желаемых моделей поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или внешних (например, стимул - подкрепление) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением. Он выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, сбор основных данных, разработка программы, выполнение программы, оценка и завершение. Программа самоконтроля включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения. Самоэффективность - понятие комплексное. Оно характеризует степень осознавания человеком эффективности своего поведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей. С точки зрения А. Бандуры, самоэффективность влияет на многие аспекты психосоциального функционирования. Тот, кто осознал свою эффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях. Высокий уровень осознания собственной эффективности, связанный с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, таким образом, способствует самоуважению личности. И, напротив, низкий уровень, связанный с ожиданием неудачи, приводит чаще к неудовлетворительным или посредственным результатам и снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности и несостоятельности. И, наоборот, личность, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений. Таким образом, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций. Достижение самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное убеждение, пластично входить в состояние эмоционального подъема, обеспечивающего успех. Способность выстроить поведение. А. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, - успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают неуверенность и отказ от достижения цели. Однако, если человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, его самоэффективность будет усиливаться. Косвенный опыт. Косвенный опыт не столь действенный, как фактическое поведение, но также может быть источником высокой самоэффективности. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что поставленной цели вполне можно достичь аналогичным образом. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это, по всей вероятности, снизит его уверенность в собственной способности выполнить подобные действия и достичь желаемой цели. Вербальное убеждение. Самоэффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Вербальная поддержка может способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Однако такая уверенность может исчезнуть, если фактические успехи в достижении цели не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на человека, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Сила вербального убеждения ограничивается статусом и авторитетом убеждающего. Эмоциональный подъем. Люди сверяют уровень своей эффективности с уровнем стрессовых нагрузок при достижении желаемых целей. Они с большей вероятностью добиваются успеха, если их поведение реализуется на фоне приподнятого настроения, без излишнего эмоционального напряжения, вызванного тревогой, страхом и т. п. Поэтому любой способ, компенсирующий негативное эмоциональное возбуждение, повышает вероятность высокой эффективности. В теории личности А. Бандуры разработана единая концепция управления поведением личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. По-мнению А. Бандуры, поведение человека - результат воздействий, которые оказывает на него социальная среда. Человек накапливает поведенческий опыт реагирования на требования среды, меняет стиль своего поведения таким образом, чтобы проблемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение – более эффективным. Действенность психологического консультирования и психок-ррекции в рамках данной концепции определяется, прежде всего, возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Изменения, которые производит психокоррекция, в определенной форме происходят в связи с развитием чувства силы Я, ожидания того, что этот человек может сам, на основе собственных усилий овладеть ситуацией и получить желаемые последствия. А. Бандура придерживается взгляда, согласно которому техники, основанные на теории научения через наблюдение, могут быть эффективны при модификации нежелательного поведения. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий, избавлению от зависимостей, содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.
|