![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экзестенциально-феменологическое направление в гуманистической психологии.
Каждое новое направление в науке определяет свои позиции через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность ведущих западных психологических направлений в том, что они игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности. На этой основе, несмотря на некоторые теоретические расхождения, многие гуманистически ориентированные теории объединились в движении за человеческий потенциал («третьей силы»). Экзистенциально-феноменологическое направление в гуманистической психологии Рассматривая гуманистическое направление в теории личности, нельзя обойти вниманием родственный ему по методологическим корням и ставший его частью экзистенциально-феноменологический подход, благодаря которому идеи гуманистической психологии обрели прикладную основу и завоевали популярность среди многих психологов за глубинный гуманизм, а также как эффективное направление психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования. Методологическая основа экзистенциальной психологии формировалась под влиянием обретшей в первой половине XX века силу и авторитет в Европе и США экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия стала популярной в культурных и научных кругах благодаря новому, гуманитарному (если быть точным, эзотерическому - авт.) взгляду на природу человека, его бытие и сущность. Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный промежуток времени и пространства. Труды М. Хайдеггера и К. Ясперса послужили своего рода мостом к психологии и психиатрии. Их принципиальная идея заключалась в том, что индивид есть бытие в мире. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Сущность человека заключается в его существовании (экзистенции). Он не существует как вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими Мир. Мир -это не мир вещей, это форма существования или бытие. Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие. Бытие и Мир - едины. Иными словами, то, что нас окружает, и мы сами является плодом того, что традиционно принято называть сознанием. Таким образом, экзистенциальная психология - наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая является отражением жизни в образе индивидуального жизненного пути. Экзистенциальная психология в том виде, в котором она существует в настоящее время, представлена, главным образом, в трудах Л. Бинсвангера, М. Босса и Р. Мэя, где отражены ее ключевые теоретические позиции: 1. Отрицание принципа причинности в психологии (каузальности, детерминизма и материализма). Утверждение, что в человеческом существовании нет причинно-следственных отношении, а, в основном, есть лишь последовальность поведенческих событий. Поэтому психология не походит на другие науки и не должна строиться по той же модели, что они. Она требует собственного метода - феноменологии - и собственных понятий — «бытие-в-мире», «модус существования», «свобода», «ответственность», «становление», «трансценденция» (выход за пределы личного опыта, а также возможность проявления экзистенции и недостижимая полнота всех экзистенций - авт.) и многих других. 2.Вместо понятия «каузальность» (причинность) экзистенциальная психология предлагает понятие «мотивация». Мотивация всегда предполагает понимание - верное или неверное - отношений между причиной и следствием. Каузальность мало относится - или вообще не относится - к поведению человека. Мотивация и понимание - основные принципы при экзистенциальном анализе поведения. 3.Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, разрывает на части человеческое существование. Каждый психический акт - это феномен (в экзистенциальной психологии - неповторимая проекция объективной реальности или субъективная реальность - прим. авт.) проявления данного единства. 4. Экзистенциальная психология также отрицает, что за феноменами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования. Феномены есть то, что они есть во всей непосредственности. Дело психологии - более тщательное описание феноменов. Цель психологической науки - феноменологическое описание, а не объяснение и не доказательство. 5. Для экзистенциального психолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина обнаруживается или раскрывается в феноменах человеческого бытия. С точки зрения экзистенциальной психологии, изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятости. 6. Экзистенциальная психология твердо противостоит взглядам на индивида как на вещь или материальный объект исследования. Такие взгляды - воплощение дегуманизации людей. Человек свободен в своих решениях и полностью ответственен за свое существование. Свобода есть нечто, что есть сами люди. Люди должны принимать на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотят того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны как минимум за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным). Аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Именно этот принцип экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением (движением за человеческий потенциал) в психологической науке. 7. Экзистенциальная психология отрицает эволюционную доктрину. Экзистенциалисты полагают, что люди - уникальные существа среди всех на Земле; им нельзя найти ме-сто в филогенезе животного мира, не разрушая при этом человеческой сути. Человек - не животное, поэтому нельзя переносить на людей открытия, сделанные при экспериментировании с животными. 8. Экзистенциальная психология признает, что человеческое существование имеет основу, например, наследственность или даже судьбу, но люди свободны создавать на этой основе многое соответственно своему внутреннему выбору, что недоступно другим видам (в экзистенциальной психологии это получило название «интенциональность» - авт.). Как отмечал Ж.-П. Сартр: «Я есть мой выбор». «Бытие-в-мире о - это фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом явлении. Бытие-в-мире есть сугубо человеческое существование. Мир не имеет существования, отдельного от людей. Люди и вещи, которые они раскрывают, взаимозависимы в своем сосуществовании. Человек не придает смысл объектам; они сами открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия. Люди - это просвет, в котором все, что есть в мире, действительно высвечивается, возникает, появляется (отражается - авт.) как феномен. Основная характеристика человека - его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем. Бытие-в-мире устраняет разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Мир человеческого существования объемлет три пространства: 1) биологическое или физическое окружение, 2) человеческую среду и 3) самого человека, включая тело. Другой базовой категорией является «бытие-за-пределами-мира» (человеческие возможности). Экзистенциальная психология подходит к человеческому существованию, полагая, что люди существуют в мире, но они стремятся выйти за его пределы. Это предполагает разнородные возможности человека в трансцендировании (выходе за пределы себя - авт.) из мира пребывания и выход в новый мир. Поскольку, лишь актуализируя свой потенциал, люди могут жить аутентичной жизнью. Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо глубоко осознавать возможности своего существования. А для этого необходимо, чтобы возможности раскрылись для человека. Однако в реальной жизни приближению к собственной экзи-стентности препятствует ряд факторов: отсутствие мудрости, право каждого на неправильный выбор, влияние социального окружения, в том числе родительского воспитания и, наконец, страх перед Ничто (смертью). Экзистенциальная психология была первым направлением психологической науки, в котором была сделана попытка концептуально рассмотреть проблему смертности и конечности Бытия в структуре человеческого опыта. Ничто есть присутствие не-Бытия в Бытии. Знание о смерти не оставляет людям выбора кроме жизни в некотором постоянном отношении к смерти. Неизбежная конечность бытия-в-мире накладывает на человека ответственность за максимальную реализацию каждого момента существования и за последствия своего существования. Смерть - абсолютное Ничто, но есть и другие, не столь абсолютные способы вторжения не-Бытия в Бытие - например, отчуждение и изоляция от мира, деструктивное поведение и т. п. От того, насколько возможности существования реализуются человеком, зависит представленность не-Бытия в Бытии. С точки зрения представителей экзистенциальной психологии, существование индивида - событие историческое. Пребывание в мире всегда означает пребывание одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Если мы вспоминаем нечто из прошлого, это означает, что наше существование здесь и сейчас открыто прошлому. Точно так же, когда мы заглядываем вперед, в будущее, наше бытие в этот момент открыто будущему. В идеале бытие должно быть открыто всему прошлому человека, всему будущему, как и всему настоящему. В исторических же событиях отражены различные возможности человеческого существования. Развиваясь и двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах. Экзистенциальные психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно характерно во времена глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла своего существования. Подлинность бытия предполагает наличие этих болезненных моментов в жизни и нахождение в себе смелости через переживание чувства собственного достоинства сохранять целостность и способность выбирать будущее. Экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое направление. И экзистенциалисты, и феноменологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические объяснения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Феноменологический анализ актуального человеческого бытия представителями экзистенциальной психологии осуществляется путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, любви и одиночества, смысла существования. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание. Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Первоначально феноменология, как методологическая позиция, использовалась в работах гештальтпсихологов (М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и др.) для исследования феноменов таких психических процессов, как восприятие, научение, запоминание, мышление, чувствование, но не для изучения личности. В последующем экзистенциальная психология воспользовалась этим опытом для освещения тех феноменов, которые принято относить к сфере личности. Экзистенциальную психологию, таким образом, можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую методологию феноменологического анализа. Принципиальных различий между экзистенциальным и феноменологическим подходами в гуманистической психологии нет. Их, скорее, можно отнести к авторским терминологическим вариациям в раскрытии тех или иных взглядов на личность. Эти подходы имеют общие корни, гармонично дополняют друг друга и, по сути, неразделимы. Поэтому нередко в психологической литературе встречается формулировка «экзистенциально-феноменологический подход» для более точного определения научной позиции в рассмотрении проблемы личности.
|