Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В чем особенности институционализма М. Ориоу?
Морис Ориу (1859-1929) успешно разрабатывал теорию институционализма, рассматривая вечную проблему соотношения интересов индивида и государства в духе христианского коллективизма первых веков. Ориу отказался от использования договорной теории (концептуального ядра либеральной теории) и от командно-административной законности социалистов в пользу принципиально новых положений, получивших широкое популистское употребление. Ориу восходит к концепции равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание теории разделения властей. Суть ее в том, что правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил, а жизнь современных государств – «бесчисленным социальным равновесиям, соединенным в сложную и запутанную систему» (Н.Н. Алексеев). Правовые отношения – одна из таких систем равновесия. Идея права в основе своей есть идея порядка, и юристы традиционной юриспруденции смотрели на этот порядок как на нечто предустановленное самим Божеством. Институционализм уже не признает предустановленного порядка. Публичное право изучает режим правления, который олицетворяет собой государство. Это режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который «овладевает нацией, видоизменяя ее, налагая на нее определенную форму, и становится средой, в которой существуют индивиды». Гражданская жизнь – объект воздействия государственного режима, что обусловливает разделение между политической властью и частной собственностью, которые в догосударственных формах общества всегда бывают слиты вместе. Это разделение является основой одновременно и политической власти, и свободы. Оно осуществляется двумя параллельными процессами – централизацией власти и централизацией права. Централизация национального (общегосударственного) права означает установление правовых норм и санкций и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью (в широком смысле слова), т.е. судебной и административной. Юридическая централизация возникает из замены обычая писаным законом. Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая. Закон приносит с собой большую устойчивость положения, по сравнению с обычным правом, «совместимую с большей долей подвижности, а, следовательно, с большей суммой общих свобод, так как свобода не обходится без некоторой возможности изменений». Писаный закон может быть изменен решением правительства путем сравнительно ускоренной процедуры, а обычай не может быть изменен в обычном порядке. Правовые отношения, с точки зрения выполняемых ими социальных функций, предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Настоящий мир, межнациональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества, с другой. Это распределение создает социальный антагонизм и в то же время создает систему равновесия. Возникший таким образом правопорядок уравновешивает в каждом обществе не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта – гражданского, публичного, коммерческого, военного и др. Все эти формы быта находятся, согласно Ориу, в состоянии равновесия, причем гражданский быт образует как бы центр всей системы, ядро притяжения, вокруг которого вращаются остальные.
|