Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы и функции страноведения
Слово «метод» в переводе с греческого языка означает «путь к чему-либо». В общем смысле – это способ достижения цели: прием или образ действия. Для учащихся метод – это способ изучения предмета науки. Большинство географов таким специфическим методом считает хорологический (пространственный). Данный метод объединяет всю совокупность географических наук. Широкое распространение хорологический метод получил в первой половине XX в. благодаря трудам географа из Германии А. Геттнера. Современный подход к хорологии очень ясно выразил географ Хорологический метод развивается по принципу регионализма, который означает, что в рамках определенного региона возникает специфическое территориальное единство взаимодействия природы, человека (населения) и его деятельности. Регионализм, таким образом, направляет исследователей на изучение территориальных взаимодействий. При этом во внимание принимаются наслоения и синтез нескольких культур на данной территории. Очевидно, что хорологический принцип непосредственно связан с принципом комплексности. Комплексность здесь означает всестороннее изучение конкретной территории. Помимо всесторонности, при анализе объекта большое значение имеет генетический метод, рассматривающий предмет в его развитии. Этот подход очень важен для науки, так как он учитывает формирование. Без него нельзя перейти от функции описания к функции объяснения, а ограничиваться только регистрацией фактов для науки недостаточно. Одним из наиболее важных принципов страноведения является экологический. В настоящее время требуется решать не только проблему рационального использования ресурсов, но и проблему организации оптимальной среды обитания. Необходимо также обратить внимание на гуманистический принцип в страноведении, который акцентирует внимание исследователя на развитии человека как цели. В свете гуманизации страноведения и с учетом все возрастающей роли туризма в современных условиях в процессе синтеза знаний о странах и районах появляются новые методологические задачи: – показать образ жизни и вскрыть процессы воспроизводства человека (его здоровье, долголетнюю активную жизнь, духовный потенциал и т. п.); – охарактеризовать развитие производства как средства, которое обеспечивает определенный уровень жизни; – охарактеризовать природную среду как источник ресурсов и как среду трудовой деятельности и повседневного обитания человека; – показать, как природная среда и другие факторы влияют на развитие туризма; – показать, как туризм влияет на развитие страны (региона) [18]. Для развития науки важнейшим фактором является общественная потребность в ней, а точнее, в тех функциях, которые она выполняет. Страноведение же выполняет следующие функции. 1. Гносеологическая функция. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира. 2. Аксеологическая (оценочная) функция. Дается оценка страны или региона с точки зрения наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.). 3. Информационная функция. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т. д.). Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях. Синтезируя знания, страноведение выполняет в системе географических наук интегративную роль.
|