Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страноведение – научная основа туризма






Страноведение – древнейшая наука, возникшая еще в античном мире и вызванная к жизни потребностями людей в сведениях о разных странах и районах. В течение столетий и даже тысячелетий страноведение носило, и в своей комплексной форме носит поныне, универсальный характер, охватывая все стороны природы и жизни людей отдельных стран и районов.

Авторами страноведческих сочинений долгие годы являлись путешественники, побывавшие в тех или иных странах и сообщавшие, читателю о том, что они в этих странах увидели. Чаще всего это были не описания страны в целом, а лишь тех ее районов, вдоль которых или через которые проходили маршруты путешествий. Такие маршрутные страноведческие характеристики встречаются и в публикациях наших современников, чаще всего журналистов.

Естественно, что путешественники старались и стараются рассказать обо всем, виденном ими, и представляющем, на их взгляд, интерес: о природе, населении, хозяйстве. И не случайно, конечно, что такие описания носят стихийно-комплексный характер.

Для того чтобы понять, что собой представляет страноведение как наука, следует обратиться к его истории. Рассмотрим основные школы и этапы классического страноведения, не только получившие большую популярность, но и способствовавшие его развитию.

В XVII в. вышла в свет работа Бернхарда Варена «География генеральная». Ее можно считать не только началом, но и крупным достижением географической классики. Автор впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную. По мнению ученого, региональная география изучает:

● земные свойства стран (конфигурация, границы, рельеф, величина, природные условия и ресурсы);

● небесные свойства (климат и астрономические данные);

● человеческие свойства (население, его культура, язык, традиции, ремесла и науки, политическое устройство, насе­ленные пункты).

Б. Варен считал региональную географию сравнительной (рассматривающей свойства и явления в сравнении одного места с другим).

В XVII–XVIII вв. в университетах Германии получает развитие описательное государствоведение, или «камеральная статистика». Студенты должны были заучивать сведения о странах и городах (территория, население, государственный строй, экономика, армия, традиции и т. д.). Это направление называется немецкой школой.

В конце XIX – начале XX в. популярность получает французская страноведческо-краеведческая школа, главным представителем которой являлся Видаль де ла Бланш. Этому направлению присуще большое искусство описания и гуманистичность, за что оно и получило название «географии человека». Характерным в его трудах было отсутствие четко выраженной программы, кроме того, автор не придерживался схемы описания. Все данные излагались так, чтобы читатель ощутил контраст территории. Для этого выбирались и объединялись наиболее интересные и впечатляющие факты. Нередко в один ряд ставились аспекты, далекие друг от друга, например климатические, этнографические, политические [12].

Основное внимание французской школы было направлено на человека. Первичным, основным объектом исследования здесь являлся «образ жизни», т. е. рассматривалась неразрывная связь, взаимодействие между человеком и природой в ходе адаптации его к окружающим условиям. Последователи этого направления в первую очередь рассматривали внешние выражения в области человеческой деятельности. Поэтому при названии «география человека» акцент все же делался на сферу, где человек более всего зависел от природы и теснее всего с ней был связан. Вместе с тем данной школе страноведения было свойственно описание архаичных образов жизни. Как правило, большие города и промышленные районы не изучались.

В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который, оставаясь на позициях географического детерминизма, сформулировал принципы антропогеографии, состоящие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.

Основоположниками русской школы страноведения являются известные ученые Лев Семенович Берг и Николай Николаевич Баранский.

Профессор Л.С. Берг (1876–1950) возглавлял кафедру страноведения в Петербургском университете в 1925–1931 гг. Являясь сторонником природной основы страноведения, он считал, что «страноведение есть наука о странах, или, точнее, о географических аспектах (или ландшафтах), и за ней-то и должно быть удержано название географии» [18, с. 15]. При этом основную задачу страноведения он видел в изучении природных стран в их естественных границах.

Один из ведущих специалистов в области экономической географии и отечественного страноведения, выдающийся географ профессор Н.Н. Баранский (1881–1963) полагал, что основными объектами изучения в географии являются страна и район во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Однако в его исследованиях акцент делался на социально-экономические аспекты изучения стран и регионов, но с учетом природно-ресурсных характеристик территорий.

Современное страноведение, вобрав в себя важнейшие разработки основателей географических школ, является комплексной дисциплиной, изучающей широкий круг вопросов, связанных с территориями стран и регионов. Прежде всего, это вопросы, касающиеся природы и природных ресурсов изучаемой страны, истории ее формирования, особенностей ее населения, хозяйства, политики, рекреации и др. Поэтому, как утверждал известный географ-страновед Я.Г. Машбиц, страноведение органично вписывается в современный этап развития географии, когда возрастает значение фундаментальных и прикладных географических исследований. Важное основополагающее научное значение страноведения по отношению к сфере рекреации и туризма подчеркивают в своих работах Н.С. Мироненко, Ю.Г. Липец, Э.П. Романова, Э.Л. Файбусович и другие географы.

Поскольку у страноведения и туризма есть общие аспекты изучения – территория, природа, население и хозяйство стран и регионов, то основы этих двух дисциплин целесообразно рассматривать совместно.

В современных условиях следует признать, что нельзя отправляться в путешествие, не ознакомившись с географической картой, не имея сведений о природных условиях, обычаях и нравах народов, хозяйстве и политике в той стране или территории, куда направляется турист. Менеджер туристской фирмы, организатор путешествия, туристской программы должен хорошо знать все особенности. Необходимую для этого информацию дает комплексное страноведение [17].

Таким образом, в настоящее время без глубокой страноведческой подготовки немыслимо формирование современного организатора туризма, специалиста туристского бизнеса высокого класса. Определенная страноведческая подготовка необходима и самим туристам.

В настоящее время в связи с интенсивным развитием туристской отрасли мирового хозяйства возникла необходимость нового страноведческого осмысления географических знаний. Изучение страноведения становится все более необходимым для выпуска специальной литературы и разнообразных путеводителей, обоснования и разработки туристских маршрутов, а также создания новых продуктов на рынке рекреации и туризма.

Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.

В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся. При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал