Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четыре модели PR
Первая модель PR - «манипуляция», «пропаганда», «паблисити». 1. Используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее; 2. Потребитель рассматривается как пассивный получатель информации и отношение к нему нередко выражается формулой «потребитель - жертва»; 3. Информация, предназначенная общественности, не всегда правдива и объективна, этические аспекты в PR-деятельности игнорируются. Ряд исследователей относят процветание данной модели к начальному периоду истории профессиональных PR. В США это конец 19 в., когда печатная индустрия стала приобретать все большее значение и начала оказывать существенное влияние на формирование общественного мнения. Многие PR-службы до сих пор функционируют по этой модели и обладают достаточной эффективностью в таких сферах, как спорт, шоу-бизнес, продвижение товаров. Сегодня эту модель практикуют около 15% служб и специалистов по связям с общественностью. Вторая модель PR — «информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность», «журналистика». 1. Осознание необходимости регулярной работы со СМИ с учетом их интересов; 2. Фиксируется необходимость правдивого, но позитивного информирования общественности для получения их поддержки, негативные факты и события в организации замалчиваются; 3. Ключевые понятия модели - «взаимопонимание», «доверие», «доброжелательность»; PR на данном этапе реализуется как дело журналистов, «прописавшихся в фирме». Зарождение этой модели относят к началу 20 в. Односторонний характер коммуникаций. Субъект - организация. Интересы организации - наиболее значимые; на достижение ее целей ориентировано общение. Объект воздействия и манипуляции - общественность → сужает возможности взаимодействующих сторон в адекватном восприятии друг друга. Использование такой схемы → кратковременный эффект. Для достижения долгосрочных программ необходима корректировка действий коммуникатора в соответствии с изменениями самой общественности. Наиболее распространенная модель в правительственных структурах, общественных и политических организациях. Третья модель PR - «двухсторонняя асимметричная коммуникация».(Модель Взаимопонимания.) 1. Широко используются исследовательские методы, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности → деятельность становится «диалоговой»; 2. Результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность; 3. При реализации данной модели роль PR может быть охарактеризована как «прагматическая»: на первом месте стоит выгода организации. В асимметричной модели интересы организации превалируют над интересами общественности. Зарождение этой модели связывают с именами пионеров американского профессионального PR - А. Ли, Э. Бернейза и А. Пэйджа. По данным Грюнига и Ханта, этой моделью пользуются до 20% организаций, причем эффективность чаще проявляется в коммерческих организациях с высоким уровнем конкуренции. Эффект от мероприятий по связям с общественностью здесь смещен в сторону интересов коммуникатора. Четвертая модель PR - «двухсторонняя симметричная коммуникация».(Модель социального партнерства.) 1. Полное осознание субъектом PR-деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации; 2. Цель PR-деятельности - взаимная польза фирмы и общественности («симметричность»); 3. Широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, использования стратегии разрешения конфликтов для того, чтобы добиться изменений во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; 4. Акценты в функциях PR-специалистов смещаются от журналистских и рекламных к исследовательским и консультативным; 5. Именно на этом этапе PR-деятельность становится полной и законченной: очевидна необходимость исследования и планирования, при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, «нематериальные активы»; 6. Данная модель может быть названа «идеальной» в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организации и среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как «партнер по бизнесу». Рассматривая эволюцию PR, авторы известной «американской библии PR» С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум отмечают, что изменение взглядов на PR отражает развитие и становление этой функции как в организациях, так и в обществе в целом. Эти изменения свидетельствуют, по их мнению, о «настойчивых попытках нарождающейся профессии самоидентифицироваться в качестве одной из управленческих функций организации», которая заключается в том, чтобы помочь ей приспособиться к своему окружению. Вначале доминировал «односторонний пропагандистский подход» и PR имели ярко выраженную форму пропаганды и агитации с целью убеждения и оказания влияния на определенные группы людей.
13 Четыре этапа кругового процесса связей с общественностью: исследование, планирование, реализация, оценка результатов.
Составляющие процесса управления В наиболее развитой форме паблик рилейшнз как открытая система представляют собой составную часть научно управляемого процесса разрешения проблем организации. Опираясь на теорию и длительную практику управления, специалисты сферы связей с общественностью выделяют четыре этапа процесса разрешения ПР-проблем: 1. Определение проблемы. Это первый шаг, включающий зондирование и отслеживание проблемы, уточнение точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет политика организации и от действий которых зависит ее деятельность. Собственно, это аналитическая функция организации, которая, являясь фундаментом для других направлений процесса разрешения проблем, выясняет: «Что происходит в данный момент?». 2. Планирование и программирование. Собранная на первом этапе информация используется для принятия решений относительно программ работы с общественностью, определения задач и содержания практических шагов, стратегии и тактики коммуникации. То есть на данном этапе происходит трансформация накопленной информации в политику и программы деятельности организации. Основное задание второго этапа разрешения проблемы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Что нам необходимо изменить, сделать или сказать, исходя из уже известного о ситуации?». 3. Действие и коммуникация (реализация). Третий этап — реализация программы действий и коммуникации, направленной на то, чтобы добиться конкретных изменений в каждой из групп общественности как составных частей приближения к общей программной цели. Главными вопросами, требующими ответа на данном этапе, являются: «Кто должен это сделать, сказать, когда, где и как именно?». 4. Оценка программы. Это последний этап процесса управления, включающий оценку подготовки, хода реализации и достигнутых результатов программы. По ходу реализации программы происходит постоянное корректирование курса с учетом обратной информации о том, что срабатывает, а что — нет. Выполнение программы продолжается или прекращается после выяснения вопроса: «Как идут дела или как мы поработали?». Каждый из перечисленных этапов ПР-программы разрешения проблем имеет исключительное значение, однако первый шаг в управленческом процессе, который начинается со сбора информации и диагноза, все же является особым. Изучение информации, ее интерпретация выступают мотивационными факторами и руководством к действию на дальнейших этапах. Конечно, диагноз, планирование, реализацию и оценку процесса управления можно размежевать лишь условно, поскольку процесс этот непрерывный, имеет циклическую природу и протекает в условиях динамичного развития событий, на которые нужно постоянно реагировать.
14 Основные функции специалиста по связям с общественностью: Основной задачей специалиста по связям с общественностью является разработка и реализация PR-стратегии, определяющей цели (какие именно образы необходимо сформировать в сознании представителей целевой аудитории, кто является целевой аудиторией) и методы их достижения (средства формирования образов). Специалисты по PR делятся на две специализации: релайтеры и имиджмейкеры. Основными задачами релайтера являются именно «связи с общественностью»: взаимодействие с целевой аудиторией напрямую или посредством СМИ. Деятельность имиджмейкера ближе к тому, что, как правило, ассоциируется с понятием «пиар»: разработка имиджевой концепции и стратегии ее проведения в жизнь. Разумеется, в небольших и средних компаниях исполнение и тех, и других функций обычно совмещает один и тот же специалист. Функциями специалиста по связям с общественностью являются: - изучение целевой аудитории, построение портрета аудитории; - выбор оптимальных информационных каналов для воздействия на аудиторию; - составление плана PR-мероприятий: выставок, презентаций, пресс-конференций, брифингов, встреч и т.д.; - расчет бюджета PR-мероприятий; - организация PR-мероприятий; - проведение PR-мероприятий; - оценка эффективности проведенных PR-мероприятий; - координация выпуска полиграфической и сувенирной продукции; - обеспечение регулярных публикаций в периодических изданиях; - формирование контента сайта компании-клиента; - ведение тематических блогов, групп в социальных сетях; - написание пресс-релизов и статей; - взаимодействие со средствами массовой информации, создание информационных поводов и новостных событий, мониторинг СМИ, ответы на вопросы представителей СМИ и иных организаций о деятельности компании и связанных с ней событиях; - взаимодействие с властными структурами; - участие в разработке политики социальной защиты сотрудников (внутренний PR); - разрешение конфликтных ситуаций; - прогнозирование динамики отношения целевой аудитории к формируемым образам, своевременное оповещение руководства компании о возможности возникновения событий, способных нанести ущерб репутации бренда или компании; - ведение документооборота.
|