Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Николай Платонович Огарев
Николай Платонович Огарев родился в Петербурге. Отец его был богатым пензенским помещиком. Еще мальчиком Николай Огарев познакомился с А. И. Герценом (Герцен был на год старше Огарева). Оба мальчика очень любят Шиллера; помимо прочего, их быстро сближает и это; мальчики смотрят на свою дружбу как на союз политических заговорщиков, и однажды вечером на Воробьевых горах, «обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать < …> жизнью на избранную < …> борьбу». В 1834 г. студенты Московского университета Огарев и Герцен были арестованы по делу «о лицах, певших пасквильные куплеты». После короткого тюремного заключения Огарев был выслан в Пензу, под надзор отца и местной полиции. Там он вынужден был провести следующие пять лет своей жизни. В 1839 г. он был освобожден из ссылки, но негласный надзор полиции за поэтом не ослабевал. В 1856 г. Николай Огарев эмигрировал в Англию и поселился в Лондоне, занимаясь совместно с Герценом изданием русской революционной газеты «Колокол» и журнала «Полярная звезда». Стоял у истоков народнического объединения «Земля и воля».[12] Строгая цензурная политика 1840-х гг. привела к тому, что целый пласт поэтических произведений почти не имел шансов на появление в печати. Свой особенный стиль в эту поэзию внес и Николай Огарев. Произведения Огарева сороковых годов органически связаны с русской «потаенной литературой», сам Огарев в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX столетия» (1861) утверждал, что бесцензурная поэзия питала своими соками «печатную» литературу, дополняя ее и оказывая на нее постоянное воздействие. В раннем своем творчестве Огарев создает лирический образ, созвучный своими страданиями и сомнениями лирике Лермонтова, чьим горячим поклонником он был. В то же время песенный лиризм и народность многих его стихов сближает их с поэзией Кольцова. В юности он создает цикл стихотворений, рисующих быт русского крестьянства. Простота и непосредственная искренность его стихов невольно заставляют вспомнить народные песни.[13] «Мученья внутренней борьбы», которые составляли ведущий мотив лирики Огарева 1840— 1850-х гг., в шестидесятых отходят на второй план. После отъезда за границу Огарев становится певцом борьбы и свободы; он прославляет Рылеева, посвящает напутственные стихи сосланному в сибирскую каторгу поэту М. Михайлову. Его стихотворения в рукописных копиях расходятся по России, в кругах революционно настроенной молодежи его популярность как поэта растет совместно с его популярностью революционного деятеля, человека яркой и своеобразной судьбы. Революционер-энтузиаст, гуманист и мечтатель, Огарев считал свои стихи «побочным продуктом» философских размышлений и политических исканий. Огарев стремился осмыслить свою литературную позицию, соотнести свое поэтическое призвание с общественным долгом. Размышления о значении поэта и поэзии в жизни общества составляют основу многих его произведений. После смерти Герцена в 1870 г. Огарев, терпя сильную нужду, одиноко прожил в Англии еще семь лет и скончался в 1877 г. в городе Гринвиче, где и был похоронен. В 1966 г. его прах был перевезен в Москву.[14] Ниже приведен литературный портрет Огарева, сделанный Герценом в «Былом и думах»: «Огарев в самом деле был налицо.
|