Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие охраны среды проживания человека






Под средой обитания человека понимается часть окружающей среды, включающая природные и антропогенные компоненты, которые оказывают либо могут оказать влияние на здоровье населения.

Сохранность жизни и здоровья граждан обеспечивается в процессе сооружения поселений и путем достижения на их территории состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Под ним в свою очередь в соответствии с законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» понимается достижение качества окружающей среды, не опасного для жизни и здоровья людей.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается через: радиационную безопасность, экологическую безопасность, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, пожарную безопасность, формирование полноценной среды обитания людей в результате архитектурной и градостроительной деятельности, качество питьевой воды, создание мест отдыха, физкультуру, спорт и охрану здоровья, а также системой мер, предусмотренных ст.З закона «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

Достижение качества окружающей среды, не опасного для жизни и здоровья людей урегулировано также законами: «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности» от 26 ноября 1993г.; «О питьевом водоснабжении» от 26 июня 1999г.; «О физической культуре и

спорте» от 18 июня 1993г.; «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. и др. 2. Охрана зеленых насаждений населенных пунктов

Одним из направлений охраны среды проживания граждан является сохранение произрастающих в пределах населенных пунктов зеленых насаждений, не относящихся к лесному фонду (ст. 5 ЛК): единичных деревьев, их групп, иной древесно-кустарниковой растительности, находящейся на землях общего пользования - парков, лесопарков, бульваров, скверов, городских садов.

Охрана зеленых насаждений городов и других населенных пунктов производится по двум основным направлениям - путем введения запрета на использование площадей, планируемых для посадки древесно-кустарниковой растительности в иных целях, и посредством установления особых условий порубки древесно-кустарниковых насаждений.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, ес-ли законодательством Республики Беларусь не установлена более строгая ответственность за ука-занные действия.

Административная ответственность установлена ч.1 и 3 ст. 15.22 КоАП за незаконное уничтожение, в том числе незаконную порубку, либо повреждение не входящей в лесной фонд древесно-кустарниковой растительности, включая саженцы и сеянцы, к которой относятся озеле-нительные насаждения населенных пунктов, а также за незаконное уничтожение либо поврежде-ние газонов или цветников.

Уголовная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 277 УК за незаконную порубку или по-вреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников озеленительных насаждений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере.

3. Эколого-правовой статус Республики Беларусь, физических и юридических лиц.

Под эко лого-правовым статусом понимается совокупность прав, обязанностей и санкций (мер поощрения или наказания), присущих определенному субъекту экологического права относи-тельно различных природных объектов, комплексов и окружающей природной среды в целом.

Представляется, что под экологическими правами и обязанностями человека и гражданина следует понимать совокупность закрепленных в законодательстве и иных источниках экологиче-ского права правомочий и долженствований'физических лиц в области природопользования и ох-раны окружающей среды.

Исходя из их сходства и различия, экологические права и обязанности граждан можно классифицировать по различным основаниям:

• по уровню регулирования - на основные, закрепленные в Конституции и другие, установ

ленные иными законодательными актами;

• по происхождению на - естественные (например, право на благоприятную окружающую

среду) и социальные права (сконструированы людьми - право на создание экологических

общественных объединений).

• по оборотоспособности - на неотчуждаемые (не могут передаваться иным лицам) и отчуж

даемые (могут передаваться посредством заключения сделок или по наследству другим ли

цам);

• имущественные (экономические) и неимущественные (экологические);

• по порядку реализации на — общие (право общего природопользования) и специальные

(право специального природопользования);

г

• по способу осуществления обязанности подразделяются - на исполняемые в обязательном

либо добровольном порядке.

В соответствии со ст. 14 закона «Об охране окружающей среды» право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения; моральный вред, причиненный ему нарушением этого права подлежит компенсации в соответствии с законодательством. Так, в ст. 102 этого Закона определено, что вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме.

Статьей 55 Основного закона установлено, что охрана природной среды - долг каждого, что, являясь новеллой, возлагает не только юридическую обязанность на природопользователей, но и гражданский, нравственный долг на иных лиц по охране природной среды.

Наиболее полно иные экологические права и обязанности граждан изложены в законе «Об охране окружающей среды». В частности, граждане имеют право (ст. 12 Закона): создавать обще-ственные объединения и общественные фонды охраны природы; обращаться в органы государст-венного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достовер-ной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; вносить предложения о проведении общест-венной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Они обязаны: соблюдать законодательство об охране окружающей среды; повышать экологическую культуру; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Статьей 15 закона «Об охране окружающей среды» установлены права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал