Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская классическая геополитика: Л. Мечникова, Н. Данилевский, Д. Милютин






Антропогеографический детерминизм Л. И. Мечникова

Доктрина антропогеографического де­терминизма в анализе политического про­странства основана на положении Мечни­кова о том, что господство человека над пространством пропорционально степени способности использовать его. Он исходил из того, что человек в отличие от животных не только обладает способностью приспо­сабливаться к пространству обитания, но и приспосабливает само пространство к своим потребностям. Способность человека преоб­разовывать пространство под свои нужды развивается одновременно с прогрессом науки, искусства и промышленности. Влияние географической среды не происходит ав­томатически, оно опосредовано культурой и традициями. Переселя­ясь в новую страну человек приносил в новое местожительство нравы, обычаи, физические и моральные способности, раз­витые и приобретенные на старой родине.

Мечников полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства, логика развития водных путей является и логикой развития цивилизаций. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освое­нием великих рек, протекающих на их территории. Это была «реч­ная»цивилизация. Затем возникает средиземноморскаяцивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространст­вами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая»цивилизация.

Являясь быст­рым природным средством коммуникации, вода играет особую роль в освоении человеком пространства, эволюция которого развивается по определенным законам.

1) Расширение геополитического пространства и покорение но­вых территорий неизменно требовали от людей солидарности и обще­го коллективного труда для борьбы с окружающими неблагоприятны­ми условиями физико-географической среды. «В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации». Начиная с XV в. с Великих географиче­ских открытий, океаны стали средством международного сообще­ния, важным каналом торгового и культурного обмена.

2) Человек в состоянии завоевать и контролировать только то пространство, которое соответствует уровню его культуры и степени его социально-политической организации. Одна и та же река, может составлять непреодолимое препятствие для некультурного народа и превращаться в средство сообщения у культурного народа.

Для освоения речных пространств человек использовал различ­ные формы социально-политической организации. Среди них Меч­ников выделял:

= для речных цивилизаций — деспотизм и рабство;

= для покорения морей — крепостничество, подневольный труд, оли­гархические и феодальные федерации;

= для господства на океанах потребуется уничтожение принуждения (свобода), ликвидация со­циальной дифференциации (равенство), утверждение солидарности согласованных индивидуальных сил (братство).

3) Закон возрастания солидарности людей в борьбе за покорение больших пространств. Тенденция наращивания солидарности людей в освоении жизненного пространства выражается в том, что природа, нуждаясь в солидарности людей, без которой она не смогла бы осуществить высшие формы жизни, вынуждена была использовать разные способы их социальной интеграции

синтез истории» Мечников формули­рует методологию геополитического исследования. Она ориентиро­вана на формирование целостного представления о фазах геополи­тического развития. По Мечникову, комплексное исследование включает в себя два метода:

1. аналитический метод. Он позволяет изучить влияние как от­дельных условий данного пространства, так и воздействие всей сово­купности условий физико-географической среды, включая, а) влия­ние географической широты и климата; б) влияние физической среды (геосферы, гидросферы, атмосферы); в) наконец, процесс адаптации среды (растительного и животного мира) к потребностям человека;

2. анпропогеографический синтез. Эта стадия исследования сле­дует за анализом. Синтез предполагал выявление влияния антропо-географической среды на политическую историю разных народов. С его помощью он пытался выявить наличие внутренней связи между различными историческими фазами в судьбе цивилизованных на­родов и той географической средой, в которой жили и развивались эти народы.

В эпоху глобализации и информационной революции антропо­логические доминанты геополитики становятся все более опреде­ляющими, ибо в центр геополитических технологий уверенно выхо­дит человек. За много лет вперед подобный вывод сформулировал Мечников как завещание современным геополитикам.

 

Впервые цивилизационный анализ в гео­политике был использован русским мыс­лителем Н.Я. Данилевским. В не й он сформулировал концепцию культурно-исторических типов, или цивилизаций. Н.Я. Данилев­ский ввел в геопо­литику понятие«цивилизация»в качестве единицы геополитического анализа. По его мнению, цивилизация (или культур­но-исторический тип) — это совокуп­ность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно-психо­логической, культурной и политической общностью.

Данилевский выделяет 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов: египетскую, ассирийско-вавилонско-финикийско-халдейскую (древнесемитскую), китайскую, индийскую, иран­скую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую (новосемит­скую), европейскую (романо-германскую) и славянскую. Еще две цивилизации — перуанская и мексиканская — были насильственно разрушены на ранних стадиях развития.

По мнению Н.Я. Данилевского, цивилизация представляет со­бой живой организм, возникающий и развивающийся в простран­стве по определенным законам. Он сформулировал пять основных за­конов развития цивилизации.

1) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдель­ным языком или группою языков, довольно близких между со­бою, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному историко-куль­турному типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, что­бы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

3) Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему пред­шествовавших или современных цивилизаций.

4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия или богат­ства, когда разнообразны этнографические элементы, его состав­ляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политиче­ским целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

5) Каждый культурно-исторический тип проходит определенные «фазисы эволюции» или ступени развития по аналогии с жиз­ненным циклом растений, животных и человека: цивилизации и народы, их составляющие, рождаются, достигают различных ступеней развития, стареют, дряхлеют и умирают.).

Закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в том, что в начале истории цивилизации, в этнографический период ее развития интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно вы­годных географических условиях или в близких, непосредственных отношениях с народами, достигшими более высокого уровня куль­турного развития.

о защите пространства с помощью дисциплинирован­ного энтузиазма. В периоды испытаний и кризиса народной жизни на первый план выступают два нравственных двигателя, при посредстве которых только и возможно то напряжение всех сил народных, которое все сокрушает и ничем само сокрушимо быть не может: «Это — дисциплина, или дар повиновения, или энтузиазм, или беспредель­ная готовность к самопожертвованию».

По Н.Я. Данилевскому цивилизации в политическом плане прохо­дят следующие стадии, соответствующие таким этапам, как зарождение — расцвет — упадок:

— племя (этноязыковое сообщество);

— союз (федерация) или политическая система государств, пользующихся политической независимостью;

— политическое целое, политически централизованное государство (империя).

Дмитрий Алексеевич Милютин

Милютин верно определил геополитические приоритеты России. Основным противником он считал Британскую империю, но предпринимать активные действия против нее считал преждевременным. Россия еще не залечила раны Крымской войны 1853–1856 гг. Для поддержания равновесия в Европе и на Ближнем Востоке, по его мнению, нужен был военно-политический союз России и Германии. В Средней Азии Россия стремилась подчинить себе огромный Туркестанский край, где необходимо было ликвидировать феодальную зависимость среднеазиатских городов от полудиких племен кочевников. По сути, в Туркестане Милютин делал все для того, чтобы занять необходимые позиции, с которых можно было бы угрожать Индии – основе могущества Британской империи и одновременно ее ахиллесовой пяте.

Сложны и противоречивы были и геополитические отношения России с Турцией. По плану военного министра турок нужно было изгнать из Европы и создать Балканскую конфедерацию под общим покровительством Европы, а проливы должны получить нейтральный статус.

Персия и Китай получали гарантии Российской империи от всех превратностей английской политики. Эти страны, как и США, Милютин считал естественными союзниками России.

Плоды геополитических расчетов генерал-фельдмаршала, умевшего “мыслить континентами”, Россия смогла пожинать уже в 1877—1878 гг. Русские войска тогда били турок на Балканах, а английская эскадра смогла решиться только на маневрирование в проливе Дарданеллы. Британию больше беспокоили казачьи полки, расквартированные в Мерве и Ташкенте, нацеленные на Индию.

Таким образом, за 10—11 лет в Европе и на Балканах создалась совершенно иная геостратегическая и геополитическая ситуация. Все это стало возможным в силу ряда объективных условий и субъективных факторов. Одним из последних было практическое применение знаний по военной географии, разработанной русскими офицерами-учеными Языковым, определившим военную географию как науку теоретическую, как отрасль или часть военной стратегии, а в большей степени благодаря научным трудам и практическим делам Милютина.

Предметом военной географии и военной статистики, по мнению Милютина, являются общие и частные закономерности функционирования и развития государства — политическая система, экономическая и военная мощь, территория, географическое положение, а также общие топографические свойства — очертания границ, включая соседей. Под углом зрения основных принципов геополитики рассматривает Д.А. Милютин роль народонаселения, государственного устройства в геополитических и геостратегических отношениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал