Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика уровня музыкального восприятияСтр 1 из 4Следующая ⇒
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Диагностика уровня музыкального восприятия В.И. Петрушин полагает, что назначение диагностики музыкального восприятия младших школьников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры [38, с.104]. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальное восприятие ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей. Сегодня существуют различные подходы к диагностике музыкального восприятия младших школьников. В диагностике, предложенной Н.А. Ветлугиной, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику школы. Так, например, при изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 – 4 человека). Позднее для диагностики музыкального восприятия детей создавались специальные музыкальные пособия, к которым, следует отнести «Музыкальный букварь» Н.И. Кончаловского, заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие рекомендуют использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности [8, с.229]. К способам обследования музыкальных явлений Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами [8, с.235]. Показатели проявления музыкального восприятия детей в процессе различных видах музыкальной деятельности по Н.А. Ветлугиной следующие [8, с.241]: 1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся: – в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей; – в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств; – в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа». 2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся: – в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; – в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; – в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); – в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры. 3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается: – в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения; – в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения; – в способности дать вербальную характеристику музыке; – в оценке качества движений у себя и у своих сверстников. Ведущий диагностический метод О.П. Радыновой – это подгрупповые и индивидуальные задания для детей [41, с.108]. Короткие тестовые задания, скрининги для детей младшего школьного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина [22, с.217 ]. О.П. Радынова также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с детьми, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю.Б. Алиев уточнял, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра». Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б. Алиев считал яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью [41, с.115]. Учитывая рекомендации данных авторов по диагностике музыкального восприятия младших школьников, мы выделяем следующие уровни музыкального восприятия. Таблица 2.1 Уровни развития музыкального восприятия у младших школьников
В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся ЕУВК «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатории, 3 – А класс, 23 учащихся –контрольная группа (классный руководитель Гусева И.А), 3 – Б класс, 27 учащихся – экспериментальная группа (классный руководитель Рудыка Ю.П.) Цель констатирующего эксперимента: выявление начального уровня музыкального восприятия детей младшего школьного возраста. Исходя из цели, выделены следующие задачи эксперимента: 1) определить компоненты, показатели, уровни развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста; 2) выявить первоначальный уровень музыкального восприятия младших школьников; 3) проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики. Для выявления уровня музыкального восприятия были использованы следующие методы: – наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений. Автор А.Г. Гогоберидзе [13, с.278]. – индивидуальная беседа. Автор Т.А. Барышева [6, с.18]. – прием выявления музыкально-цветового восприятия детьми младшего школьного возраста. Автор П.В. Халабузарь [48, с.148]. – метод «Подпевание мелодии с сопровождением». Автор М.Б. Якобсон [53, с.157]. – несюжетные этюды. Автор В.В. Медушевский [29, с.178-180]. – прием соответствия эмоциональной окраски движений характеру музыки. Автор М.Д. Таборидзе [46, с.275]. Уровень музыкального восприятия определяется у младших школьников в следующих видах музыкальной деятельности: – в слушании; – в пении; – в музыкально-ритмических движениях. I. Слушание музыки. Задание 1. Наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений. Автор А.Г. Гогоберидзе [13, с.278]. Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса младших школьников к восприятию музыки. Детям предлагается для прослушивания (1– 1, 5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия: 1) сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость); 2) воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка; 3) проявление у ребенка интереса к слушанию музыки; 4) наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания); 5) адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе: 1 балл – низкий уровень музыкального восприятия: ребенок отвлекается, не слушает; 2 балла – средний уровень музыкального восприятия: внешние проявления выражаются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер; 3 балла – высокий уровень музыкального восприятия: проявление яркое, без инициативы взрослого. Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень музыкального восприятия младших школьников: 24 – 30 баллов – высокий; 20 – 24 балла – средний; до 20 баллов – низкий. Задание вызвало интерес не у всех детей. Одни ученики были внимательны, пытались передать характер музыки в движение, другие – пассивны и не проявляли желания передать характер музыки музыкально-ритмическими движениями.
|