Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Франции 1946 г.






В преамбуле содержался перечень прав и свобод (в основном по Декларации 1789 г.). Кроме этого, провозглашались равные права независимо от пола, право политического убежища для борцов за свободу, право на получение должности независимо от происхождения и взглядов, право на профсоюзы и стачки, право на коллективный договор, обязанность работать. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым и инвалидам. ПрРовозглашалось обязательство Республики не вести завоевательных войн. Объявлялось, что «...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция 1946 г. предусматривала утверждение парламентской республики. Парламент состоял из 2 палат: Национального собрания (избиралось на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирательного права, только Национальное собрание имело право принятия законов) и Совета республики (избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права). Законодательной инициативой обладали члены парламента и Председатель Совмина.

Совет республики имел право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием (заключение требовалось представить в двухмесячный срок). Если заключение было отрицательным, то Национальное собрание обсуждало законопроект во втором чтении и принимало окончательное решение по поправкам Совета Республики, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае отклонения поправок проводилось открытое голосование закона и для принятия требовалось абсолютное большинство голосов всего состава депутатов Национального собрания.

Высшим представителем государственной власти был президент, избираемый на 7 лет с правом переизбрания на второй срок. Президент подписывает и ратифицирует международные договоры, осуществляет обнародование законов, может требовать от палат нового обсуждения принятого парламентом закона (повторное решение парламента окончательное), утверждает правительственные декреты, но президент связан контрассигнатурой Председателя Совета министров и соответствующего министра.

Непосредственное управление страной осуществляет Совет министров во главе с председателем. Его кандидатуру выдвигает президент после консультаций с лидерами политических фракций. Кандидат предлагает программу кабинета Национальному собранию. После чего проводится открытое голосование, и, если набирается абсолютное большинство голосов, издается декрет президента. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, руководит госаппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами. У министров существует коллективная ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальная ответственность за личную деятельность. Председатель Совета министров ставит вопрос о доверии перед Национальным собранием. Вотум недоверия, который требует абсолютного большинства голосов, влечет коллективную отставку.

Принятие Национальным собранием резолюции порицания кабинета также влечет его коллективную отставку. Вместе с тем Конституция предусматривает систему противодействия возможному злоупотреблению правом порицания со стороны Национального собрания: если в течение 18 месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объявляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Отдельная глава Конституции посвящена Французскому союзу. Провозглашается равенство всех частей колониальной империи, которая объявлялась союзом. Для рассмотрения общих вопросов создавалась Ассамблея Французского Союза. Такая «реорганизация» не предусматривала каких-либо конкретных мер, обеспечивающих радикальное изменение положения во французских колониях. Более того, вскоре правящие круги страны развязали войну против народов колоний, борющихся за свою свободу и независимость.

Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами:

Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.

Право принимать законы было предоставлено только одной палате - Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование.

Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.

Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал