Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Японии 1947 г.






Главные положения новой японской конституции были разработаны американской администрацией и на их основе был составлен проект японского правительства. В 1946 г. этот проект был утвержден парламентом, выборы в который были проведены на основе демократического закона: избирательные права появились у женщин, и избирательный возраст мужчин был снижен на 5 лет.

В 1947 г. Конституция Японии вступила в действие. Она устанавливала либерально-демократическая парламентарная монархия в наиболее последовательной форме.

Сохранение монархии в новых условиях предполагало радикальное изменение роли и места императора в государстве. Император рассматривался как «символ государства и единства народа». В Конституции говорилось: «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». Правомочия монарха ограничивались в осуществлении государственной власти. По представлению парламента монарх назначает премьер-министра; по представлению кабинета назначает главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, осуществляет созыв парламента и роспуск палаты представителей, проводит объявление всеобщих выборов, подтверждение амнистий, смягчение наказаний. Все государственные действия императора приобретают законную силу только по совету и с одобрения кабинета, который несет за них ответственность перед парламентом. За императором сохраняются церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов, подписание официальных документов.

Таким образом, конституция отвела императору роль, характерную для английского монарха, — «царствовать, но не управлять», олицетворяя вместе с тем историческую преемственность в развитии государства, некую незыблемость его основ. В монархии есть определенный идейно-эмоциональный фактор воздействия на граждан, особенно при возникновении исключительных, чрезвычайных обстоятельств.

Основным принципам монархического парламентаризма соответствуют правомочия и структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная власть вручается парламенту (Коккай), состоящему из палаты представителей (Сюшин) (на 4 года – 511 чел.) и палаты советников (Ваншин) (на 6 лет с переизбранием 1\2 через 3 года – 252 чел.). Предусматривается парламентская неприкосновенность. Обе палаты формируются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Предусмотрен следующий порядок принятия законов. Проект обсуждается в палатах и после принятия обеими палатами становится законом. Если проект не принят палатой советников, то палата представителей проводит вторичное обсуждение и должна принять законопроект 2\3 голосов присутствующих. Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета: если соглашение между палатами не достигнуто или палата советников не приняла решения в течение 30 дней, то решение палаты представителей становится решением парламента. Каждой палате предоставлено право расследования по вопросам государственного управления в присутствии премьера и министров, если требуются ответы и разъяснения. Парламенту дано и право создавать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждается дело об отстранении от должности. Важную роль в парламенте играют постоянные и временные комитеты.

Исполнительная власть вверяется кабинету министров, который действует в рамках конституции и законов парламента. Премьер выдвигается парламентом из числа своих членов и далее номинально назначается императором. У премьера существуют правомочия по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может отстранить их от должности. Большинство министров являются членами парламента. Кабинет министров наделен правом законодательной инициативы. В конституции закреплен принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом.

Судебная власть находится у Верховного суда и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Верховный суд решает вопросы о конституционности любого закона и нормативного акта.

Специальная глава Конституции посвящена «правам и обязанностям народа». В ней содержится перечень основных прав и свобод, объявленных «нерушимыми и вечными», провозглашен отказ от пэрства и других аристократических институтов. Здесь же приведены демократические принципы юстиции: не давать показаний против себя, не осуждать по признанию и т.д.

Конституция декларировала отказ Японии «на вечные времена» от войны, «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Также Япония взяла на себя обязательство не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки конституции, вскоре после ее принятия, под наименованием «силы самообороны» были созданы современные армия и флот. Зафиксированы и неядерные принципы: не создавать, не распространять, не использовать ядерное оружие.

Япония является унитарным государством, разделенным на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные собрания, но главные должностные лица – губернаторы, избираемые на основе всеобщего избирательного права.

83. Становление и развитие современных правовых систем: англосаксонской континентальной.

Развитие национальных систем права в период нового времени под воздействием исторических условий (развитие капитализма вширь) привело к появлению межнациональных правовых систем - англосаксонской системы и континентальной (романо-германской) системы.

Англосаксонская система возникла в результате активной колониальной политики Англии. В колониях англичане жили по английскому праву и там действовали английские законы, причем не только статуты, изданные специально для колоний, но и прецедентное право (" общее право" и " право справедливости"). Введение новых норм права в колониях осуществлялось путем специальных королевских хартий и законов парламента. Английское право легло в основу кодификаций отдельных отраслей права в ряде колоний, а в США оно нашло отражение в правовых системах отдельных штатов.

Основным источником права в странах англосаксонской системы является судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. Суд творит право, но создает не общие, а казуистические нормы. В англосаксонских странах право и закон не совпадают. Парламентский закон становится правом страны только в том случае, если он применен и истолкован судом. Т.е. для системы общего права характерны доктрины судебного прецедента и " верховенства права".

Континентальная система развилась в XIX в. под влиянием наполеоновского кодекса, который во время войн был распространен в завоеванных Францией европейских странах, затем это право распространилось на французские колонии, а затем страны этой системы права подверглись воздействию германских кодексов.

Общность создавала романская основа (рецепция римского права). В континентальной системе права существует деление на публичное и частное, также четко разграничивается право материальное и процессуальное. Основной источник права - закон, который устанавливает общие правила поведения и правовые принципы. Суд не занимается правоустанавливающей деятельностью, а лишь применяет правовые нормы к конкретным случаям. Таким образом, в континентальном праве доминирует идея верховенства закона, а не права. Другая особенность - широкое распространение кодификации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал