![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Публичная коммуникация, формы публичной коммуникации
Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. В целом слушатели, как правило, — это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.). Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с государственными институтами. Они были описаны Аристотелем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь показательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливости в споре, обеспечение будущей безопасности. С появлением письменности, особенно книгопечатания, устная публичная речь стала делить свои функции с письменными текстами, а в сфере управления государством была оттеснена письменной речью. Сохранению высокого статуса устной публичной речи способствовали ее некоторые несомненные преимущества перед письменной речью. Во-первых, в устной речи больше каналов передач» информации; помимо слов большую долю информации несут жесты и интонация. Во-вторых, контактная устная форма коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь с адресатом, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапе планирования и контроля. В-третьих, оратор с помощью специальных приемов может непосредственно внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями. С появлением средств трансляции устной речи на устную публичную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуникация. Она сделала возможным устное общение, разделила производителя и получателя речи в пространстве и времени. В настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать людей, будь то предвыборная кампания или реклама товаров и услуг. В XX в. появились новые коммуникативные технологии и профессионалы, специализирующиеся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание: РК-менеджеры, имиджмейкеры, переговорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты. В этих профессиях формы публичной коммуникации являются составной частью коммуникативных технологий. Таким образом, история развития публичной коммуникации показывает, что ее самостоятельная роль в обществе постепенно снижается, однако ее формы продолжают активно использоваться в сложных информационных системах.
53.. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения к другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности. Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека. В самом общем виде теория политической коммуникации рассматривает следующие комплексы проблем: 1) сущность и особенности строения и функционирования разнообразных средств политической информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель - переработчик - адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.; 2) разработка и совершенствование знаковой, символической и семиотической систем для политико-коммуникативных передач, способы шифровки и дешифровки политической информации, создания различных политических мифологем, символических, рекламных и пропагандистских образов и сюжетов; 3) социально-политические последствия информационного воздействия на поведение и деятельность субъектов политики, формирование общественного мнения, течение электоральных процессов, политическое управление обществом. Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации. Существуют три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации. Массовая политическая коммуникация выполняет в обществе определенные функции: 1. Информационная функция отвечает за распространение в обществе необходимых сведений и знаний о политической системе, государственном устройстве и политическом процессе. Обычно это осуществляется двумя способами. Вербальный (словесный) способ включает речи лидеров, передачу хроники событий по СМИ, митинги, статьи и книги, т.е. все виды политического информирования через знаково-языковые (семантические формы). К невербальному способу относится мимика, жесты, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета в поведении, разная символика и др. 2. Функция социализации удовлетворяет потребность членов общества в информации, в налаживании, расширении, углублении и развитии межличностных, групповых и межинститутских контактов. Она нужна для выработки у граждан необходимых норм политического поведения, для ориентировки человека в огромном мире социальных явлений, для усвоения им социального опыта предшествующих поколений и современников. Очень важное значение для человека имеет приобщение к группе, сопричастность с её жизнью, особенно к той, которая для него как личность интересна, авторитетна. Члены этой группы могут служить примером для подражания. Таким образом, функция социализации играет роль превращения человека в сознательного члена общества, в единицу социума. 3. Регулятивная функция направлена на то, чтобы выработать оптимальный механизм взаимодействия между элементами политической системы – государством и гражданским обществом, политическими институтами, организациями и корпорациями. Главную роль здесь играет идеология, право, обычаи и традиции, на основе которых (а они выступают как коммуникативные инструменты) проходит, осуществляется регуляция политических отношений в обществе. 4. Функция контакта выводится из необходимости человека, получившего информацию как реципиент, поделиться мнением с другим человеком, даже с незнакомым и в любом месте – в транспорте, магазине, в рабочем коллективе и др. Характерно, что окончательное формирование впечатления от полученной информации происходит лишь после обмена мнением с другими реципиентами. Таким образом, массовая коммуникация имеет двухступенчатый характер: услышал, затем обсудил. Кроме этого, может происходить самоутверждение, когда слушатель находит подтверждение своим взглядам и вкусам. Это поднимает личный статус, делает человека более активным в общественных делах.
|