Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение как вид речевой деятельности.






Чтение- это рецептивный вид речевой коммуникации, который обладает следующими преимуществами:

v при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма —значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое, как при аудировании;

v при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, составляющих некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

v для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании;

v по прочитанному тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания.

Факторы, которые осложняют становление и функционирование чтения:

v широта охвата языкового материала;

v незнание или непонимание описываемых в тексте событий, приводимых данных;

v большая, чем в устной речи, сложность изложения материала (содержательно- композиционное построение текста);

v большая сложность фраз (в письменной речи они почти в 3 раза длиннее, чем в устной диалогической);

v отсутствие пауз и интонации, что затрудняет смысловое членение речевых блоков.

 

Чтение (осмысленное и целенаправленное) возможно лишь при постоянной активности

читающего, благодаря чему он глубже постигает смысл текста, лучше усваивает его формальную сторону, без опоры на которую невозможно понимание содержания. Главная задача чтения — получение информации, причем активное и самостоятельное. При определенной общности с аудированием (слушанием с пониманием) в плане действия психофизиологических механизмов чтение отличается следующими особенностями:

Ø объем информации, получаемой при чтении, больше (в единицу времени), чем при аудировании.

Ø механизм логического понимания хорошо формируется и совершенствуется при чтении вслух. Этот механизм позволяет понимать новые тексты даже в тех случаях, когда текст содержит минимум известной информации;

Ø механизм внутреннего речевого слуха основан на том, что читающий как бы слышит внутри себя то, что читает.

Важной особенностью чтения является

внутреннее проговаривание. Читатель, проговаривая текст, как бы слышит себя со стороны, что является необходимым условием понимания прочитанного. Чтение, как и прочие виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами читателя в получении необходимой информации и дальнейшем

ее преобразовании.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал