Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевое воздействие письменной коммуникации.
В теории коммуникации под речевым воздействием понимается регулирование деятельности адресата (получателя информации) адресантом (отправителем информации). Текст как единица коммуникации организуется с целью достижения максимального воздействия на адресата. Каждый текст приобретает смысл только в процессе коммуникации, т.е. в условиях его восприятия, понимания и реализации обратной связи. Если субъект коммуникации (отправитель информации) не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста. В тексте надо не только опираться на понятные слова, но, что важнее, необходимо прогнозировать коммуникативные потребности аудитории, мотивы возможного обращения к предлагаемой информации. В письменноречевом общении нужно учитывать, что текст (письменный) воспринимается сначала зрительно, потом формально (композиция, доступность, понятность, четкость) и только после этого на уровне проникновения в замысел автора. В теории речевых актов письменный текст рассматривается как диалог читателя с автором текста, как процесс взаимодействия читателя с текстом. Успех речевого воздействия в большой степени зависит от стилистической организации текста. Если стратегия автора текста воплощает прогнозирование воздействия информации, то стратегия читателя представляет собой обработку информации, заложенной в тексте. Стратегия чтения включает следующие моменты: понимание темы; • идентификация себя с персонажем или автором текста; • поиск доминирующей точки зрения, перспективы; • установление различий буквального и образного значений; • заполнение пропусков в информации (при иносказаниях, намеках, ссылках на другие источники); • установление соотнесенности с другими текстами и собственным опытом; • соотнесение собственной реакции на текст с широким культурным или научным контекстом и т.д. Выбор верной стратегии, обеспечив доступность текста, способствует достижению планируемого эффекта воздействия. Речевое произведение характеризуется пятью основными компонентами, реализующимися в акте коммуникации: 1. фактор отправителя текста(адресанта); 2. фактор получателя текста (адресата); 3. форма контакта между адресантом и адресатом; 4. характер (тип) изложения содержания; способ 5. кодирования (выражения) информации.
|