Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. потребление, сбережения, инвестиции
Кейнсианская и неоклассическая экономическая теория по-разному подходят к проблеме макроэкономического равновесия. Неоклассики исходят из того, что рынок автоматически обеспечивает полную занятость вследствие гибкого реагирования ценового механизма. Следовательно, в точке пересечения кривых спроса и предложения объем производства равен потенциальному объему производства. Согласно концепции Кейнса равновесие спроса и предложения не совпадает, как правило, с полной занятостью, так как полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Следовательно, равновесный объем производства меньше потенциального. Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений. Они имеют разных субъектов, которые руководствуются разными мотивами.
Получаемый доход направляется на потребление и сбережение. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего уровня доходов. Сберегается часть дохода, которая остается от потребительских расходов. Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume) – МРС - соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода: МРС=Δ С/Δ Y (6.1) Рассмотрим динамику предельной склонности к потреблению с помощью числового примера:
Величина МРСколеблется от 0 до 1. 0 < МРС < 1 Как видно из приведенного примера, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению снижается. Это явление названо Кейнсом основным психологически законом. Средняя склонность к потреблению - АРС (average propensity to consume) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги. APC=C/Y (6.2) Предельная склонность к сбережению - MPS (marginal propensity to save) – доля прироста сбережения в изменение располагаемого дохода: MPS=Δ S/Δ Y (6.3) Средняя склонность к сбережению (average propensity to save) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают: APS=S/Y Количественно предельная склонность к сбережению – величина, дополняющая предельную склонность к потреблению до единицы. Доказательство: если C+S=Y, то Δ C/Δ Y+Δ S/Δ Y=1
Сбережения – источник инвестиций. В равновесной экономике их величины должны совпадать (одно из макроэкономических тождеств). Проблема в том, что сбережения и инвестиции, как правило, имеют разных субъектов. Весьма значительна роль сбережений домашних хозяйств, не являющихся предпринимательскими фирмами. Планы инвестиций и сбережений, имея разных субъектов и разные цели, не корреспондируются. Мотивы сбережений домашних хозяйств: 1. Покупки дорогостоящих товаров; 2. Обеспечение в старости; 3. Страхование от непредвиденных обстоятельств; 4. Обеспечение детей и т.п. Мотив инвестиций – максимизация прибыли.
Предельная склонность к инвестированию – доля прироста расходов на инвестиции в изменении дохода: γ = Δ I/Δ Y У Кейнса инвестиции – функция нормы процента (как у классиков), а сбережения – функция дохода. Динамика потребления и сбережения домашних хозяйств определяется, в основном, величиной и динамикой располагаемого дохода. Влияние процентной ставки вторично. Таким образом, объем и динамика сбережений и инвестиций определяются разными факторами. Проблема в том, что эти объемы и динамика для равновесия экономики должны совпадать. Национальный доход использованный = расходы на потребление + инвестиции. При этом потребления является функцией дохода. Национальный доход произведенный = расходы на потребление + сбережение. При этом сбережение – функция дохода. Следовательно, инвестиции=сбережения. Инвестиции, как функция нормы процента должны равняться сбережениям, являющимся функцией дохода. Теория мультипликатора Автономные и производные расходы. Автономные расходы не зависят от динамки национального дохода. Производные или индуцированные расходы, напротив, зависят от динамки национального дохода. Фактические и планируемые расходы. Планируемые расходы – объем средств, который все экономические агенты планируют истратить на приобретение товаров и услуг. Реальные расходы – объем израсходованных на приобретение средств по факту. Планируемые инвестиции – объем средств, который экономические агенты намерены капитализировать. Фактические инвестиции включают еще и незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в случае неожиданных изменений уровня реализации товара. Инвестиции играют решающую роль в определении общего объёма занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведёт к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент Кейнс назвал мультипликатором (термин был заимствован из теории мультипликатора занятости Куна). Мультипликатор - соотношение между ростом инвестиций, с одной стороны, и ростом занятости и дохода — с другой. k = DY/DI (6.4) где: k — мультипликатор; DY — прирост дохода; DI — прирост инвестиций.
Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор, тем выше занятость и доход. Таким образом, увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода на величину в «k» раз большую, чем первоначальный рост инвестиций. k=1/MPS или k=1/(1-MPC) (6.5) DY= k*DI (6.6) Мультипликатор показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Мультипликатор автономных расходов – аналогичен мультипликатору дохода. Равновесный объем выпуска может колебаться в соответствии с изменениями величины любого элемента совокупных расходов. DA=D(α +I+G+Xn) (6.7) где: DA – общее приращение автономных расходов. Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению автономных расходов. m=DY/DA (6.8) где: m – мультипликатор автономных расходов. Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост совокупного дохода превосходит первоначальный прирост автономных расходов. Следует отметить, что мультипликационный эффект работает и на расширение, и на сжатие.
Кейнсианский крест Представленный ниже график демонстрирует кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, исходя из эффективного совокупного спроса. По вертикали откладываются все планируемые расходы, по горизонтали – доход, которому в условиях равновесия должны соответствовать реальные расходы. Точки C0, I0, G0 – автономные потребительские, инвестиционные и государственные расходы (от внешнего мира в целях представленного графика можно абстрагироваться). Биссектриса демонстрирует ситуацию равенства доходов и расходов, сбережений и инвестиций (ее любая точка означает АЕ=АS). Линия планируемых потребительских расходов С при пересечении биссектрисы показывает точку, соответствующую равенству доходов и расходов – равновесный доход Y1. Однако совокупный спрос не ограничивается потребительским спросом. Добавляем инвестиционный спрос и получаем линию C+I с соответствующим равновесным доходом Y2, который больше Y1. Затем добавляем спрос со стороны государства и получаем объем равновесного дохода Y3.
Рисунок 6.10 Кейнсианский крест
Экономика находится в состоянии равновесия при АЕ=АS, или, что то же самое, при Y=E. При несоответствии равновесного выпуска потенциальному возникает рецессионный или инфляционный разрывы. Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Yf.e., это означает, что совокупный спрос не эффективен. Потребители приобретают меньше товаров, чем предлагают производители. AD < AS. Возникает затоваривание, растет безработица. Данная ситуация порождается тем, что сбережения, соответствующие уровню полной занятости превышают потребности в инвестициях (S> I). Население предпочитает сберегать бó льшую часть дохода. Это вызывает сокращение спроса, снижение цен и сокращение производства и занятости. Снижение занятости оборачивается снижением доходов населения. Парадокс бережливости. Если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то это приводит не к увеличению, а к сокращению сбережений.
Рисунок 6.11 Рецессионный разрыв
Рецессионный разрыв показывает, на сколько должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо увеличить совокупный спрос и переместить равновесие из точки А в точку В. Необходимое приращение совокупного дохода равно величине рецессионного разрыва, умноженного на мультипликатор автономных расходов. Если фактический равновесный объем выпуска ниже потенциального, это означает, что совокупный спрос не эффективен. Потребители приобретают меньше товаров, чем предлагают производители. AS < AD. Возникает дефицит, растет инфляция. Такая ситуация возникает, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости (I> S). Следовательно, предложение сбережений меньше инвестиционных потребностей. Если население бó льшую часть дохода направляет на потребление, а совокупное предложение не может расти, так как нет возможности дополнительного инвестирования, то рост спроса на товары вызовет рост цен. Рисунок 6.12 Инфляционный разрыв
Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и перемещение равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода должно быть равно величине инфляционного разрыва, умноженного на мультипликатор автономных расходов. Инфляционный разрыв показывает на сколько должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Рисунок 6.13 Влияние налогов на макроэкономическое равновесие
Если налоговые отчисления снижаются на Δ T, то располагаемый доход Yрасп. =Y-T возрастает на величину Δ T. Потребительские расходы увеличиваются на величину Δ T, что увеличивает объем производства Y1 до Y2 на величину Δ Y = ‑ Δ T*МРС/1-МРС.
|