Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация и методы государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль – это система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств государства. Основными задачами государственного финансового контроля являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных показателей и подготовка предложений, направленных на их устранение; совершенствование бюджетного процесса в целом; обеспечение контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств. К основным формам финансового контроля, различающимся регламентом и временем проведения, относятся: предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов. текущий контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов. последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами и нормативами. Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. К основным методам относятся: проверка, ревизия, анализ, обследование, надзор и наблюдение Проверка – представляет собой контроль определенного участка или направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с использованием отчетных документов для выявления нарушений и их устранения. Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Ревизия определяется как система обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, экономичности и эффективности финансово-хозяйственных операций, совершенных за определенный период времени, а также степени достижения поставленных перед организацией целей и задач. Финансовый анализ – это метод оценки финансового состояния организации на основе достоверной информации, определение финансового результата, платежеспособности организации. Анализу подвергается годовая финансовая отчетность, Обследование – представляет собой оперативную диагностику финансового и имущественного состояния проверяемой организации. Обследование может проводиться при рассмотрении вопроса о переориентации проверяемой организации на другие виды деятельности Надзор – проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями за соблюдением законодательства. Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями. Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системыорганов государственного финансового контроля. Контролирующие организации осуществляет свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, в рамках своих полномочий и компетенции. Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов – часть финансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств. Цель финансового контроля – получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Принципы: законности независимости объективности гласности ответственности разграничения функций и полномочий системности Задачи: 1. проверка финансовой безопасности и обеспечение финансовой устойчивости. 2. выполнение юридическими лицами и государством своих обязательств 3. поиск резервов роста финансовых ресурсов, а также их законного и экономного эффективного использования 4. проверка соблюдения законных финансово-экономических интересов участников финансово-хозяйственной деятельности 5. усиление ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности 6. повышение эффективности финансовой политики и принимаемых решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности Классификация: по субъектам – государственный и негосударственный по отношению к времени осуществления операций предварительный, последующий, текущий (в ходе операций) по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетных фондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг, в страховой деятельности. Предметом проверок является прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой ФК является практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). I. Госуд. финансовый контроль: а). Общегосударственный. ФК (осуществляют органы гос. власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности). б). Ведомственный ФК (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений). II. Внутрихоз. ФК (осущ-ся эк. службами (бухгалтерии, фин. отделы и т.д. Объектом выступает производственная и фин. Деят-ть самого предприятия, а также его структурных подразделений). III. Общественный ФК (выполняют группы, отдельные физ. лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. IV. Независимый (аудиторский) контроль Аудитор – независимыий бухгалтер – ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля. Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирм. аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешний аудитвыполняют спец. аудиторские фирмы по договору с гос. и налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.
|