Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внебюджетные фонды. Источники их доходов и направления расходов
Госуда́ рственный внебюдже́ тный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджетаи бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год. ВФ появились в виде специальных фондов или особых счетов за долго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. ВФ – строго целевое использование средств. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. До 2010 года основным источником этих фондов являлись доходы из бюджета и единого социального налогаЕСН. ЕСН составлял 26%: ПФ- 20%, ФСС- 2, 9%, ФОМС- 3, 1%. С 1 января 2010г.-ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносыработодателей(страхователей) в три внебюджетных фонда – ПФР, ФСС, ФОМС.- 34%. Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ). Какгосударственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятиемФедерального бюджета РФ. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) – один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.Регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Отчисления ФСС - 2, 9% от совокупных объемов страховых взносов. Функции фонда: оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»); пособий при рождении ребёнка; пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; оплата родовых сертификатов, доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам, доплата за диспансеризацию работающих граждан, оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами и др. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ». Среди основных функций фонда: Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. Вбф решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики; расширение социальных услуг населению. Место в фин. системе. Вбф, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; ден-ые ср-ва фондов используются для финансирования гос-х расх-ов, не включенных в б-т; ден-ые ср-ва формируются в основном за счет обязательных отчислений юр. и физ. лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются гос-ом и явл-ся обязательными; на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений НК РФ; ден-ые рес-ы фондов находятся в гос. собст-ти, они не входят в состав б-тов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; расходование ср-в из фондов осущ-ся по распоряжению Прав-ва или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда); явл-ся юр. лицами, освобождены от уплаты налогов и других обяз-х платежей. За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих. С помощью внебюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования; обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий; Классификация. В зависимости от целевого назначения они делятся на: на эк-ие, соц-е, научно-технические, внешнеэк-ие, экол-ие, культурно-просветительные и др. В соотв-ии с уровнем упр-я – на гос-ые и региональные. В зав-ти от периода функц-ия - бессрочного, кр/ср-го и д/ср-го действия. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет: • страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и другие платежи. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития. К числу таких пенсий и пособий относят, например, пенсии, назначенные безработным досрочно. Порядка 10% выплат, которые осуществляет ПФР, не связаны с пенсиями - это социальные выплаты, материнский капитал и так далее. Это увеличивает нагрузку на фонд. Среди основных задач фонда Соц. страхования: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и другие цели государственного социального страхования; участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; дотации отделениям Фонда при недостатке их оборотных денежных средств; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Средства ФСС образуются за счет: сумм единого социального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС в ценные ликвидные государственные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на покрытие определенных видов расходов и прочих доходов. Основные задачи ФОМС: обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; Основные функции: выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС; контроль над рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др. Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.
54.Межбюджетные отношения: принципы и методы Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. (Бюджетный Кодекс РФ). В системе финансовых отношений межбюджетные отношения занимают ведущее место. Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами. Межбюджетные отношения в РФ основываются на пяти основных принципах: 1. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ; 2. Разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; 3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 4. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 5. Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться изфедерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности; стимулирование роста налогового потенциала; финансовое управление территориальным развитием; снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды. Субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому илиюридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Сегодня основной задачей регулирования межбюджетных отношений является создание долгосрочных нормативов, долгосрочных условий для субъектов, которые готовы нарастить доходы, и тем самым почувствовать дополнительные силы в увеличении объемов производства и инвестиций на своих территориях. В процессе межб-ых отн-й могут возникать особые типы операций, не связанные с предоставлением фин-й помощи, но влияющие на дох-ы и расх-ы б-тов разных уровней. Первый вид операций – это взаимные расчеты между бюджетами. Это операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, которые связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве и с передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, не учтенных при утверждении бюджета. В настоящее время эти опреции встречаются достаточно редко, т.к. запрещено вводить изменения в налоговом бюджетном законодательстве в течение года. Второй тип операций – бюджетные компенсации. Это средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов или дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями вышестоящих органов власти. Такие операции тоже ограничены и могут осуществляться в основном за счет резервных фондов бюджетов. В особом порядке происходит формирование бюджетов закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Это бывшие закрытые города. Бюджеты ЗАТО не включаются в бюджеты субъектов РФ и явл-ся самостоятельным звеном местных б-тов, непосредственно связанным с федеральным б-том. Дох-ы б-тов ЗАТО форм-ся за счет направления в них в полном V-е всех видов федеральных, региональных и местных налогов и других дох-в, собираемых на терр-ии ЗАТО. При недостаточности этих дох-в, в б-ты ЗАТО из фед-го б-та выдаются дотации на финансирование расх-в, связанных с деят-ью органов местного самоупр-ия ЗАТО. Размер дотаций опред-ся законом «о фед-ом б-те» на очередной год. Превышение дох-в над расх-ми б-тами ЗАТО не подлежит изъятию в другие виды б-тов. Исполнение б-тов ЗАТО производится федеральным казначейством. Начиная с 2004 года органы местного самоупр-я ЗАТО не имеют права прекращать действия федеральных и региональных налогов, изменять их ставки и устан-ть доп-ые льготы по этим налогам, взимаемым на терр-ии ЗАТО. Бюджетный федерализм – распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ – устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в ихфинансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.
|