Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные налоговые режимы
Статья 18 НК. Специальные налоговые режимы 1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементовналогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренныхстатьями 13 - 15 настоящего Кодекса. 2. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налоговая политика является одной их важнейших составляющих политики государства. Государство при помощи средств налогового регулирования устанавливает налоговый режим, размер налоговых ставок, а также виды и размер налоговых льгот. В настоящее время налоговым кодексом РФ установлены общий и специальный налоговый режим. Спецрежимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога, на упрощенную систему налогообложения, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно. В настоящее время налогоплательщиками наиболее часто применяется упрощенная система н/обл. Преимущества: число налогов меньше (вместо налога на прибыль, имущество и НДС – один налог), налоговая отчетность представляется реже- один раз в год, (а не ежеквартально). При этом налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Появляется возможность прогнозирования и планирования налоговой нагрузки. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.25.1. НК РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Решение о возможности применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента принимается законом субъекта. В Санкт-Петербурге закон не принят. Перейти на УСН можно только с начало года. Заявление подается с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на УСН. Ограничения применения УСН: средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не выше 100 человек, доход от реализации за 9 месяцев до перехода не превысил в 2010-60 млн. руб., в 2009- 45 млн. руб., остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов- не выше 100 млн. руб., доля непосредственного участия других организаций - не более 25%. Кроме того перейти на УСН не могут банки, страховщики, нотариусы и т.д. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ. На данную систему переводятся виды деятельности (т.е. обязательно), предусмотренные главой 26.3 НК РФ и законом СПб от 17.06.03 №299-35 (оказание бытовых услуг, перевозка, розничная торговля через магазины площадь, которых не более 150 кв. м.). Суть этого спецрежима заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, установленного НК РФ. Перейти на уплату с/х налога при соблюдении некоторых ограничений могут сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства составляет не менее 70%. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерацияпредоставляет субъекту (инвестору) предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит заменауплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налогообложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц(в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. На УСНО не могут перейти: игорный бизнес, бюджетные организации, иностранные орг-ии, предприятия финансового сектора экономики, инвестиционные фонды, страховые и пенсионные фонды, адвокаты, нотариусы, предприятия, выпускающие акцизную продукцию. Налогоплательщики: 1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Налоговые ставки: 1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. 2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату такого налога, ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог Организации - производители сельскохозяйственной продукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения. (спец. Нал. Режим, гл. 26) Вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки; оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания; распространения и (или) размещения наружной рекламы и проч. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Порядок и сроки уплаты единого налога: 1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. 2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.
Уровни, задачи и методы налогового планирования Налоговое планирование (НП) – является частью управления ФХД-тью предп-тия, процесс использования оптимальных нал. методов для достижения желаемого в будущем финансово-хозяйственного состояния пред-тия. НП – это законный способ оптимизации (минимизации)налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей. Сущность НП: признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в т.ч. пробелы в зак-ве) для максимального сокращения своих налоговых обязат-в. Принципы НП: 1)платить min из положенного 2)уплачивать в послед. день установл. срока 3)использ. льготные режимы нал.обл-ния 4)снижать нал.обл-ние учетными методами Модели поведения налогоплательщиков (в мировой практике): а)уклонение от уплаты налогов; -уменьшение нал. обязат-в способами, которые прямо или косвенно запрещены з-ном (напр., несвоевремен. уплата н-гов, незакон. использование льгот, сокрытие д-дов или отсутствие регистрации в нал. органах и др.) б)обход налогов; -уклонение от дох-ти или получение д-дов, которые подлежат нал.обл-нию (напр., орг-ция или физ. лицо не подлежит нал.обл-нию) в)налоговое планир-ние (законный обход налогов); г)выполнение нал. обязат-в (в соотв. с з-ном). НП вкл. 2 напр-ния деят-ти: 1)нал. консалтинг 2)нал. мен-т. Налоговый менеджмент: вкл. *нал. логистику *нал.оптимизацию *нал. минимизацию Налоговая логистика – д-ть по упр-нию рес-сами нал.плат-ка для достижения приемлим. нал. выплат. Налоговая оптимизация – д-ть по созданию наиб. благоприят. модели исполнения нал. обязат-в путем оптимизации: схемы, порядка, размера, сроков выплат. Налоговая минимизация – действия, позволяющие максимально уменьшить обязат. платежи в бюджет в виде налогов и аналогич. платежей. МЕТОДЫ НП: 1- метод прямого счета (трудоёмкий) 2- расчётно-аналитические методы 3- методы экономико-математич. моделир-ния 4- комбинированный Общие методы внутреннего планирования Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой 1 раз в финансовый год важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Оптимизация достигается путем: использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора; использования нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков. Льготы – одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. В налоговом планировании наряду с общими методами планирования (балансовый, расчетно-аналитический и т.п.) в связи с его оптимизационным характером применяется большая группа специальных методов, к которым относятся следующие методы: 1/Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими альтернативными способами. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции, как в экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. Этот метод налогового планирования заключается в том, что операция, имеющая более жесткое налогообложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь этой же или максимально близкой цели, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. В качестве примера можно привести замену операции бесплатной передачи (дарения) товаров одним предприятием другому операцией поставки по цене 1 грн. (снижение налоговых обязательств по НДС при условии, что партнеры не являются связанными лицами). 2/Метод разделения отношений базируется на методе замены, но заменяется определенная часть операции, либо одна хозяйственная операция заменяется несколькими другими, что позволяет снизить общую сумму налоговых обязательств. Так, например, в целях уменьшения социальных взносов договор подряда с физическим лицом на выполнение работ из материалов подрядчика может быть заменен двумя договорами: договором предоставления услуг и договором купли-продажи материалов. 3/Метод прямого сокращения объекта налогообложения реализуется путем уменьшения базы налогообложения. Примером применения этого метода может быть продажа ТМЦ по заниженной цене (по цене ниже цены приобретения), что позволяет уменьшить налоговые обязательства продавца по налогу на прибыль и НДС. 4/Метод делегирования налогов предприятию-сателлиту заключается в передаче объекта налогообложения другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком. Этот метод связан, как правило, с размещением «налогоемких» видов деятельности на других предприятиях, контролируемых налогоплательщиком. 5/Метод отсрочки налогового платежа базируется на использовании элементов других методов. Его использование позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период. В качестве примера применения такого метода может быть приведено использование договора комиссии с привлечением посредника вместо заключения договора поставки, что позволяет отсрочить момент увеличения валового дохода у продавца. 6/Метод оффшора. Сущность метода состоит в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, видов деятельности, имущества) под юрисдикцию с более мягким режимом налогообложения. Широко применяется не только во внешнеэкономической деятельности, но и на территориях приоритетного развития и в рамках специальных экономических зон. 7/Метод льготного предприятия — один из широко применяемых методов налоговой оптимизации, который заключается в переносе объектов налогообложения или видов деятельности под льготный режим налогообложения, связанный с особым налоговым статусом некоторых субъектов предпринимательской деятельности (субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, сельхозтоваропроизводителей, предприятий общественных организаций инвалидов и т.п.). Метод использования учетной политики базируется на взаимозависимости налогового и бухгалтерского учета и заключается в том, что при помощи изменения учетной политики могут быть изменены размеры налоговых баз. Так, правильный выбор метода амортизации основных средств и установление заниженной ставки амортизации в бухгалтерском учете малого предприятия — плательщика единого налога позволяет уменьшить объект налогообложения при продаже основных фондов. ПРЕДЕЛЫ НП – уст-ные гос-вом огранич-ния с целью снижен. уклонений от уплаты налогов. 1. Законодательные ограничения НП 1.1. Превентивные методы (обяз-ть регистрир-тья в кач-ве нал.плат-ка, обяз-ть представлять деклар-ции, обяз-ть удерживать нал-ги у источника) 1.2.Штрафные налоги (в США: нал. на неразумное аккумулирование прибыли и др) 2. Адм. огр-ния (оператив. вмешат-во в д-ть нал.плат-ков, напр-ную на уклонение) 3. Судеб. механизм (в США судеб. доктрины: деловой цели, вытянутой руки, рассмотрения сделки по шагам, преобладания существа над формой) 4. Качествен. огр-ния (связ. с целесообразностью осущ-ния той или иной д-ти: предел рентаб-ти, предел цены) 5. Количественные огр-ния (возм-ть сниж-я отд-ного н-га и общего нал. бремени, напр. зат-ты на осущ-ние НП) Российск. особ-ти НП: нал. учет выделен из бух. учета и, как прав., строится на на данных б/у. Нал. учет строится на принц. целесообразности (б/у – из принц. полноты учета). Как правило, на рос. пред-тиях сущ-ет параллельное ведение бух. и нал. учета либо б/у корректируют для целей налогообложения (Из-за наличия корректировок нал. отчетность обладает бОльшей значимостью, чем бух-ская!) Международное налоговое планирование: понятие, виды, методы. Международное налоговое планирование (М/у НП) – допускаемое зак-вом снижение глобального нал. бремени эк. субъекта с целью максимизации совокупных дох-дов, получаемых этим субъектом во всех юрисдикциях деят-ти. Задачи м/у НП: 1-учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях 2-изыскание наиб. рац. способов оптимизации таких налогов 3-эффектив. использ-ние урегулир-ния нал.обл-ния (дог-ра: об избежании 2-го нал.обл-ния, о возмещении уже уплачен. зарубежом налога) 4-максимизация глобального дох-да нал.плат-ка 5-создание структур для перераспределения прибыли Важн. роль в м/унар. НП играют соглашения об избежании 2-го нал.обл-ния. Они могут регулировать: - нал. вопросы (сниж. нал. бремени) -другие вопросы: таможен. тарифы, валют. ограничения, размещение м/унар. орг-ций Такие договора заключены м/у Россией с Кипром (+США,, Япон, Данией, Испан, Чехией, Великобр, Швец, Швейцар, Китаем, Таиландом, Ираном) и другими странами Метод оффшора – сов-ть приемов, направленных на перенос объектов нал.обл-ния под юрисдикцию более мягкого режима нал.обл-ния. Оффшор – гос-во или иная юридически обособлен. тер-рия, привлекающая дпод свою нал. юрисдикцию предпринимателей зарубеж. стран по ср-вам устан-ния максимальн. нал. льгот. Оффшорным статусом могут обладать нек. виды д-ти в рамках страны. Например: Греция – судовладение, Лихтенштейн – банковские услуги. Льготы, предоставляемые оф. зонами делятся на6 *налоговые *неналоговые (напр, отсут-вие огр-ний по вывозу прибыли). !!! Согласно Конституции и НК РФ в случае, если Положение м/унар. договора, закл-ного России противоречит внутреннему зак-ву, применяются нормы м/унар. дог-ра! Договора, закл-ные Россией, предусматр. 2 сферы применения: 1=освоб-ние д-дов иностран. юр. лиц, получен. пассивно от ист-ков в России, из-под нал.обл-ния 2=освоб-ние от нал.обл-ния или возврат н-гов по д-дам, получен. зарубежом.
|