Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение субъектов малого предпринимательства






Статья 18 НК. Специальные налоговые режимы

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементовналогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренныхстатьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговая политика является одной их важнейших составляющих политики государства. Государство при помощи средств налогового регулирования устанавливает налоговый режим, размер налоговых ставок, а также виды и размер налоговых льгот. В настоящее время налоговым кодексом РФ установлены общий и специальный налоговый режим.

Спецрежимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога, на упрощенную систему налогообложения, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно.

В настоящее время налогоплательщиками наиболее часто применяется упрощенная система н/обл. Преимущества: число налогов меньше (вместо налога на прибыль, имущество и НДС – один налог), налоговая отчетность представляется реже- один раз в год, (а не ежеквартально).

При этом налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Появляется возможность прогнозирования и планирования налоговой нагрузки.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.25.1. НК РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Решение о возможности применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента принимается законом субъекта. В Санкт-Петербурге закон не принят.

Перейти на УСН можно только с начало года. Заявление подается с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на УСН. Ограничения применения УСН: средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не выше 100 человек, доход от реализации за 9 месяцев до перехода не превысил в 2010-60 млн. руб., в 2009- 45 млн. руб., остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов- не выше 100 млн. руб., доля непосредственного участия других организаций - не более 25%. Кроме того перейти на УСН не могут банки, страховщики, нотариусы и т.д.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ.

На данную систему переводятся виды деятельности (т.е. обязательно), предусмотренные главой 26.3 НК РФ и законом СПб от 17.06.03 №299-35 (оказание бытовых услуг, перевозка, розничная торговля через магазины площадь, которых не более 150 кв. м.).

Суть этого спецрежима заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, установленного НК РФ.

Перейти на уплату с/х налога при соблюдении некоторых ограничений могут сельскохозяйственные товаропроизводители – организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства составляет не менее 70%.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерацияпредоставляет субъекту (инвестору) предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит заменауплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налогообложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц(в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. На УСНО не могут перейти: игорный бизнес, бюджетные организации, иностранные орг-ии, предприятия финансового сектора экономики, инвестиционные фонды, страховые и пенсионные фонды, адвокаты, нотариусы, предприятия, выпускающие акцизную продукцию. Налогоплательщики: 1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Налоговые ставки: 1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. 2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату такого налога, ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог Организации – производители сельскохозяйственной продукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

(спец. Нал. Режим, гл. 26) Вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки; оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания; распространения и (или) размещения наружной рекламы и проч. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Порядок и сроки уплаты единого налога: 1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

 

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета.

(К источникам финансирования дефицита бюджета относятся: разница м/у средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ (субъекта РФ), номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) в течение финансового года и др.).

Доходы бюджета – это система денежных средств, поступающих государству (в бюджетный фонд страны, территории) в результате распределения ВВП между государством, организациями и гражданами.

По источникам поступления доходы подразделяются на:

Налоговые доходы: доходы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниц. собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, гос. и муниц. унитарных предприятий;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, администр., уголовной ответственности (штрафы, конфискации, иные меры принудительного изъятия) и др.

Безвозмездные поступления:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные трасферты, предоставляемы на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления и условий их использования).;

- субсидии из других бюджетов бюдж.сист. РФ (долевое финансирование);

- субвенции из фед. Бюджета (бюджетов субъектов РФ) (для определенных целей);

- безвозмезд. Поступления от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств иностр.гос-в.

По сферам использования:

- федеральные (налог на прибыль; НДС; акцизы; налог на добычу полезных ископаемых);

- региональные (налог на прибыль; НДФЛ; налог на имущество юр.лиц);

- местные (земельный налог; налог на имущество физ.лиц).

Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюдж.системы – большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюдж. системы (регулирующие налоги).

Цель государственного регулирования доходов бюджетов состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы РФ, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспределения м/у ними финансовых средств в форме трансфертов (межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ).

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность. Доходы бюджета могут носитьналоговый и неналоговый характер. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Среди неналоговых доходовфедерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходахфедерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам властииметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов. Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке». Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде: Текущие доходы: Налоговые поступления (подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала; отчисления в государственные социальные фонды; налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; налоги на собственность; внутренние налоги на товары и услуги; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, сборы и пошлины). Неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи, доходы от продаж; поступления по штрафам и санкциям; прочие неналоговые поступления). Доходы от операций с капиталом: продажа основного капитала; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и НМА; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Полученные официальные трансферты: от нерезидентов; от других органов государственного управления (дотации, субвенции).

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

 

Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

Бюджетные расходы можно определить как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. В бюджетном секторе оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты – выгоды» - процесса, который позволяет на основе располагаемых данных принимать компетентные решения о распределении ресурсов. Этот процесс заключается в логическом сопоставлении вероятных затрат, связанных с программой (проектом) или мероприятием, и ожидаемых выгод.

Как затраты, так и выгоды в большинстве случаев оцениваются в денежных единицах, однако в государственном секторе могут быть учтены и другие факторы. Это имеет прежде всего отношение к социальной сфере, в которой выгоды измеряются ростом качества жизни, снижением риска заболеваемости и т.д. Следовательно, эффективность бюджетных расходов специфична, ее специфика проявляется в ряде характеристик.

1. Эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Значение социального эффекта является определяющим при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием, трудоустройство выпускников и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризуют качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной.

2. Многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.

3. гос.расходы влекут множество побочных эффектов (перемещенных выгод) – как положительных., так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.

Наличие так называемых перемещенных выгод является одной из центральных проблем оценки эффективности расходов. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают не обозначенные в программе получатели расходов, а иные лица.

Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов.

Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов необходимо соблюдать ряд условий:

- программы д.б. максимально конкретными, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно значимых целей;

- отбор программ проводится на конкурсной основе, процедуры конкурсов д.б. прозрачны, четко определены и широко известны;

- расходы на программы по возможности не должны носить постоянного характера, при составлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов и др.

Виды эффективности бюджетных расходов: эффективность – рациональность и эффективность-целесообразность.

Эти виды требуют наличия определенных моделей их оценки – экономическая оценка, финансовая, а также анализ эффективности по затратам.

При оценке эффективности по затратам принципиальное значение имеет их классификация, ключевым принципом которой в управленческом учете, применяемом в ходе реформы, является их разграничение на прямые, прямые административные и косвенные.

Основные методы расчета затрат:

- расчет затрат по ресурсам (на единицу непосредственного результата);

- расчет затрат по нормативам – система применения стандартизированных затарт на единицу результата;

- расчет затрат на выполнение заданий – обычно эти задания значительны по объемам, и сроки их выполнения могут выйти за рамки одного финансового года;

Методика проведения анализа «затраты-выгоды»

Необходимо: сформулировать проблему; определить задачи, выделить альтернативные пути достижения поставленных целей; проанализировать вероятностные последствия каждого варианта; сравнить варианты и вынести решение.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международныеорганизации); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашениегосударственного долга РФ; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов; федеральная инвестиционная программа; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет.///// В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на: текущие (на обеспечение текущих потребностей); капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологическихвнебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР. Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики./// Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики. Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства. Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов. Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды: Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд развития федеральной пограничной службы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Федеральный экологический фонд; Государственный фонд борьбы с преступностью./// Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.

 

Планирование бюджетных расходов

Значение планирования состоит в том, что оно позволяет представить реальную картину ресурсообеспеченности гос. и муниц. расходов, А не ориентироваться только на потребности.

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органамиисполнительной власти. При рассмотрении законопроекта органами представительной власти в него вносятся корректировки.

Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, которые поступят в бюджет. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большая часть доходов зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно (объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы). В сфере прямого гос. регулирования находятся ставки налогов, а также порядок и условия их взимания. Однако возможности их оперативного изменения ограничены, поскольку требуют законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в ГД на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем – распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных расходов должен составляться как часть долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета Минфин РФ разрабатывает перспективный фин. план – среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению гос. или муниц. заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Фин.план составляется на 3 года. Основой для его формирования является среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны, региона или МО, а также бюджет на текущий год.

В отличие от бюджета, фин.план законодательно не утверждается. Его задача служить ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, а также программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры бюджетных расходов первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты гос. политики, а также отражает цели и потребности, которые должны обеспечить гос. расходы. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго и третьего чтений законопроекта в ГД. Это технически сложный и конфликтный процесс, связанный с внесением в закон большого числа поправок.

Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или несколько исполнителей, поэтому следующим этапом планирования расходов должно быть распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств (администраторам бюджетных расходов), или ведомственная структура. Эта структура расходов является самым объемным приложением к закону о бюджете.

Уровни ведомственной структуры расходов:

1. уровень - перечень прямых получателей средств из ФБ;

2. уровень - классификация целевых статей расходов – отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам, подразделам;

3. классификация видов расходов – детализирует направление финансирования по целевым статьям.

В условиях федеративного гос-ва принципиальное значение имеет рапсределение расходов по уровнямбюджетной системы. Исходным пунктом является разграничение предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в Конституции и БК РФ. Так исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты идр.; функционирование фед. судебной системы; ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал