![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды подготовки в процессе тренировки
В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Спортивная подготовка – сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающихся разносторонне воздействие. В основном этот процесс реализуется спортивными тренировками. Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: - теоретическая подготовка; - техническая подготовка; - тактическая подготовка; - морально-волевая и психологическая подготовка; -физическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии знаний по теории и методики спортивной тренировки, в области гигиены и самоконтроля, ведение здорового образа жизни, в изучении механизмов воздействия на организм человека различных физических упражнений и тренировочных нагрузок. Формами теоретической подготовки являются проведение лекций и семинаров, бесед на практических занятиях, изучение специальной литературы. Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники выполнения физических упражнений и технических приемов. Спортивная техника – это целесообразный способ выполнения физического упражнения. Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия. Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приемами. В процессе технической подготовки необходимо добиться чтобы техника отвечала следующим требованиям: эффективность, стабильность, экономичность и вариативность. Эффективность техники определяется соответствием ее реальным задачам и высоким конечным результатам. Стабильность связана с помехоустойчивостью независимо от условий состязаний и функционального состязания спортсмена. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении различных приемов и действий.
Тактическая подготовка. Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Также тактика может быть пассивной и активной. Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику, для того чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Активная тактика – это навязывание сопернику действий выгодных для себя. Тактика спортсмена в соревнованиях определяется задачей которая ставится перед ним. Все разнообразие задач можно свести к четырем: 1. Показать максимальный результат. 2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат. 3. Выиграть соревнования и одновременно показать хороший результат. 4. Показать результат для выхода в следующий круг. В процессе тактической подготовки занимающихся предусматривается усвоение ими те6оретических знаний о спортивной тактике, изучение возможностей спортивных соперников, воспитание тактического мышления. Морально-волевая и психологическая подготовка. Велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, все это делает спорт отличной школой воспитания воли. Важное значение придается психологической подготовке. Нужно уметь настраиваться на систематические тренировки, выработать в себе постоянное стремление к спортивному совершенству. Наиболее эффективно в процессе тренировки воспитываются: смелость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержка и самообладание. Каждый спортсмен в зависимости от типа высшей нервной деятельности по-разному переживает периоды высокого нервно-эмоционального напряжения. В задачи психологической подготовки входит изучение типа нервной деятельности занимающихся и на этой основе разрабатывать и проводить мероприятия, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии готовности и высокой степенью психической устойчивости. Физическая подготовка заключается в воспитании физических качеств и развитии функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Различают общую физическую подготовку (О.Ф.П.) и специальную физическую подготовку (С.Ф.П.). О.Ф.П. предшествует специальной. С.Ф.П. может быть обеспечена только на базе О.Ф.П., при этом тем выше мы хотим достичь результатов В С.Ф.П. тем выше должен быть уровень О.Ф.П. О.Ф.П. является основным базовым видом физического воспитания. Задачи О.Ф.П.: 1. повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. 2. развитие всех основных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. 3. устранение недостатков в физическом развитии. В содержание занятий по О.Ф.П. ведущую роль играют естественные виды движений, ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, подвижные и спортивные игры. С.Ф.П. направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом ориентирована на максимальную степень их развития. Задачи С.Ф.П.: 1. развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта. 2. повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта. 3. воспитание способностей проявлять имеющийся потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. Основными средствами С.Ф.П. спортсмена являются соревновательные и специально подготовительные упражнения.
55. Этапы подготовки Многолетний процесс подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы. Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: - предварительная подготовка (3 года); - начальная спортивная специализация (2 года); - углубленная специализация (2-3 года); - спортивное совершенство (2-3 года). Продолжительность этапов обусловлена особенностями вида спорта. Четкой границы между этапами не существует. Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст. На этом этапе решаются следующие задачи: - освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта; - формирование необходимых двигательных умений и навыков из различных видов спорта; - содействие гармоничному развитию организма, укрепление здоровья, развитие физических качеств преимущественно скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости. 2) Этап начальной спортивной тренировки. Основные задачи этого этапа – обеспечение всесторонней физической подготовленности: - овладение занимающимися рациональной спортивной техникой в избранном виде спорта; - на данном этапе специализация не должна быть узконаправленной, а быть разносторонней; - уделяется внимание развитию тех качеств, которые имеют большое значение в избранном виде спорта; - объем нагрузок увеличивается при незначительном увеличении интенсивности. 3) Этап углубленной специализации – завершается становление спортсмена: - на этом этапе увеличивается специальная подготовка за счет времени на тренировки; - суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок возрастают; - увеличивается число соревнований; - задача этого этапа обеспечить совершенное и вариативное владение техникой в усложненных условиях, индивидуализация техники; - совершенствуется тактическое мастерство. 4) Этап спортивного совершенствования. На данном этапе главные задачи: подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Объем и интенсивность достигают наивысшего уровня. Количество занятий в микроцикле достигает 10-15 и более.
56. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта у большей части студентов не наблюдается четкой осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобное. Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимание необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. Случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта: - укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения; - повышение функциональных возможностей организма; - психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятель-ности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками; - активный отдых; - достижение наивысших спортивных результатов. Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения. Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоничное развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья. Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установлено, что организм физически активных 50-60- летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья. Физическое развитие телесно связано со здоровьем. Занятие отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать развитию отдельных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких).
57. В специальной литературе это направление в физической культуре получило название профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Наиболее простым определением этого направления в физическом воспитании может быть следующее: «Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности». Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высоко квалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы ППФП, т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость), навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов вузов. ППФП должна базироваться на общей физической подготовке, то есть такой, которая направлена на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии. Для некоторых профессий само ОФП является ППФП. Так для космонавтов – разносторонность основной элемент физической подготовки. Но Проф - Пприк знания, умения и навыки, психофизические качества которые можно приобрести при занятиях вполне определенными видами спорта, нужны практически всем работникам в любой из сфер народного хозяйства. Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции и системы организма, нужные для приобретения высокой квалификации. Таким образом физическая культура, составной частью которой является ППФП – это неотъемлемый элемент научной организации труда.
|