Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7. Признание и исполнение иностранных решений.






1. Понятие признания и исполнения решений иностранных органовиностранных государств.

2. Правовое регулирование признания и исполнения решений иностранных органов.

3. Исполнение иностранных судебных решений.

 

В 1. Понятия «признание» и «исполнение решения» иностранного суда имеют разный смысл, хотя и находятся в тесной взаимосвязи.

Признание решений используется для установления различных юридических фактов, которые не требуют дальнейшего исполнения. Эта процедура не нуждается в каких-либо специальных действиях со стороны государственного органа, просто сам государственный орган будет опираться при осуществлении своих полномочий на такое решение, признавая соответствующие права или обязанности субъекта.

Исполнение иностранных решений означает процедуру признания законной силы решения иностранных органов. Данная процедура проводится в отношении тех актов, которые требуют непосредственного исполнения.

Тесная взаимосвязь этих понятий проявляется в том, что, во-первых, необходимой предпосылкой исполнения решения иностранного суда является признание данного решения. Во-вторых, если решение иностранного суда подлежит принудительному исполнению, значит, оно считается признанным, а следовательно, его наличие будет основанием, к примеру, для прекращения производства по делу, как и вступившее в законную силу решение суда Республики Беларусь, вынесенного по спору между теми же сторонами, по тем же основаниям и предмету.

Признанию и принудительному исполнению в соответствии с международными договорами подлежат решения хозяйственных судов, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, постановления суда, в форме решения, определения, постановления об утверждении мирового соглашения.

Международным договором могут быть установлены дополнительные виды документов, подлежащих принудительному исполнению.

 

В 2. Согласно приложению 2 к Хозяйственному процессуальному кодексу РБ решения иностранных судов признаются и исполняются в республике, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь либо на началах взаимности.

Статья 560 ГПК РБ. Суды Республики Беларусь при наличии международного договора Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других процессуальных документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы, осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда:

1) исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий производится на основе законодательства Республики Беларусь.

Суды Республики Беларусь могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий при наличии международного договора Республики Беларусь.

Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Основными документами, регулирующими данный вопрос, являются: конвенция СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (подписана 22.01.1993, Минск), а также двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные с Республикой Польша (26.10.1994, Минск), Латвийской Республикой (21.02.1995, Минск), Литовской Республикой (20.10.1992, Вильнюс), Китайской Республикой (11.01.1993, Пекин), соглашения с Россией, в соответствии с которым решения судов Беларуси и России будут иметь на территории друг друга одинаковую силу без каких либо дополнительных процедур.

В будущем возможно присоединение Республики Беларусь к Брюссельско-Луганским соглашениям (1968–1988), которые регулируют порядок исполнения решений иностранных судов в рамках государств – членов Европейского экономического сообщества.

Для нашей страны наибольшее значение имеет Киевское соглашение. Оно подписано всеми странами СНГ, кроме Грузии. Немаловажное значение имеет и Минская конвенция, участниками которого являются все страны СНГ, включая Грузию. Однако практика складывается таким образом, что хозяйственные суды чаще применяют положения Соглашения, а не Конвенции, поскольку в нем содержатся более благоприятные условия и формы сотрудничества по узкому кругу правоотношений в сфере хозяйственной деятельности. Положения же Конвенции применяются по вопросам, не урегулированным Соглашениям, а также при взаимодействии с хозяйственных судов Беларуси и Грузии.

Соглашение заключено было рядом стран СНГ 20 марта 1992 г. в связи со срочной необходимостью заполнения правового вакуума, образовавшегося после распада СССР, в результате чего решения судов постсоветских государств оказывались не подлежащими исполнению в судах других таких же государств.

Соглашение, во-первых, применимо только к регулированию гражданско-правовых отношений по спорам, сторонами которых выступают хозяйствующие субъекты государств-участников Соглашения, а также отношений этих хозяйствующих субъектов с государственными и иными органами.

Во-вторых, признан был принцип равенства прав (по сути - национальный режим) на судебную защиту хозяйственных субъектов каждого из государств в других государства-участниках. При этом под компетентными судами понимаются как государственные, так и арбитражные суды.

В третьих, государства взаимно обязались признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов других государств-участников Соглашения.

Право РБ: - Ст 560-561 ГПК РБ;

- Гл. 36 ХПК РБ;

-Комментарии к кодексам, Методические рекомендации о правовой помощи при разрешении хозяйственных (экономических) споров и исполнении судебных решений с участием иностранных лиц13.11.1998 в редакции 2010 г.

В 3. Срок предъявления иностранного судебного решения к исполнению, установленный международными соглашениями, исчисляется в три года с момента вступления решения в законную силу. Датой предъявления решения к исполнению считается дата предъявления ходатайства о признании и принудительном исполнении решения в компетентный иностранный орган, а в случае направления ходатайства по почте – дата его принятия отделением связи.

Международным договором может быть установлен иной срок для предъявления решений к исполнению. Данный срок восстановлению, продлению и приостановлению не подлежит.

3.1. Ходатайство о признании и принудительном исполнении за пределами Республики Беларусь решения хозяйственного суда Республики Беларусь, адресованное компетентному иностранному органу, взыскатель подает в компетентный иностранный орган, определенный международным договором. Международным договором может быть предусмотрен иной порядок подачи ходатайства, а также возможность непосредственного обращения в компетентный рассматривать такое ходатайство суд.

В государствах, с которыми Республика Беларусь не имеет договорно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений судов, исполнение иностранных решений происходит на основании международных принципов вежливости и взаимности.

3.2. На основании Киевского Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. (исполняются решения арбитражных, хозяйственных (экономических) государственных судов), ходатайство и документы оформляются взыскателем самостоятельно и подаются им непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.

3.3. На основании Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993г. ходатайство и прилагаемые к нему документы подаются в компетентный суд, где решение подлежит исполнению, либо в суд, вынесший решение в первой инстанции.

3.4. На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи ходатайство и прилагаемые к нему документы подаются в суд, вынесший решение в первой инстанции. В соответствии с договорами, заключенными с Китайской Народной Республикой, с Республикой Польша ходатайство и документы могут быть поданы как в суд, вынесший решение в первой инстанции, так и непосредственно в суд, компетентный разрешить вопрос о признании решения.

3.5. Ходатайство о признании и принудительном исполнении решений хозяйственных судов Республики Беларусь оформляется взыскателем самостоятельно в соответствии с национальным законодательством, если международным договором не предусмотрено иное.

При оформлении ходатайства следует использовать формы, рекомендуемые в приложениях к международным договорам, в отсутствие таковых – в приложениях № 1-10 настоящих Методических рекомендаций.

Ходатайство должно содержать наименование взыскателя, его почтовый и юридический адреса, банковские реквизиты. Также указывается известное название должника, его адреса и реквизиты. Ходатайство подписывается уполномоченным лицом и скрепляется печатью взыскателя.

Если ходатайство подписывается лицом, уполномоченным на совершение таких действий доверенностью, к ходатайству прилагается должным образом оформленная доверенность на языке, предусмотренном международным договором либо на государственном языке государства, в котором происходит принудительное исполнение решения.

4. К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре.

4.1. В соответствии с Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. исполнение решений происходит на основе следующих документов (статья 8):

1. ходатайство стороны;

2. копия должным образом заверенного решения или решение;

3. официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не усматривается из самого решения;

4. доказательства извещения другой стороны о процессе;

5. исполнительный документ.

4.2. В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993г необходимы следующие документы (статья 53):

· ходатайство;

· решение или его заверенная копия,

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это следует из самого решения;

· документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;

· документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;

· документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности.

Документы, выдаются взыскателю, который осуществляют их перевод на язык запрашиваемого государства, а также перевод самого ходатайства.

4.3. На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи, как правило, необходимы следующие документы:

· копия должным образом заверенного решения или решение;

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не следует из самого решения;

· доказательства извещения другой стороны о процессе;

· справку, в случае частичного исполнения.

переводы соответствующих документов.

На основании Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, 1994 г. названные документы представляются в двух экземплярах. Перевод документов также представляется в двух экземплярах.

4.4. При исполнении решения в государстве, с которым Республика Беларусь не состоит в договорно-правовых отношениях по вопросам признания и принудительного исполнения решений, взыскатель самостоятельно оформляет ходатайство по правилам, изложенным в пункте 3.5 Раздела III.

К ходатайству прилагается решение, которое сопровождается переводом на государственный язык государства, в котором должно происходить исполнение.

Также взыскатель может приложить следующие документы:

· документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности;

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению;

· доказательства извещения другой стороны о процессе;

· документ, подтверждающий частичное исполнение решения, если таковое имело место;

· иные документы, относящиеся к данному решению.

· переводы направляемых документов.

 

4.5. Перевод и заверение ходатайства и документов осуществляется в соответствии с законодательством и м/н договорами.

4.6. Направляемые документы подвергаются процедуре легализации, если международным договором не предусмотрено иное.

5. Решения компетентных судов иностранных государств, вынесенные по экономическим спорам в отношении субъектов хозяйствования РБ, признаются и исполняются в соответствии с международными договорами и хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения компетентного иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя хозяйственными судами областей РБ по месту нахождения должника, а если должник не имеет места нахождения либо места нахождения должника неизвестно, - по месту нахождения его имущества.

Высший Хозяйственный Суд вправе в пределах подведомственности споров хозяйственным судам РБ принять на исполнение любое решение иностранного суда.

5.1. Судья проверяет правильность оформления ходатайства и прилагаемых к нему документов, наличие всех необходимых документов, предусмотренных международным договором. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями международного договора, должны быть скреплены подписью компетентного лица (как правило, судьи) и подтверждены гербовой печатью. Ходатайство субъекта хозяйствования должно быть подписано уполномоченным лицом и содержать фирменную печать.(пункт 3.5 Раздела II настоящих Методических рекомендаций.)

Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения решения компетентного иностранного суда производится в судебном заседании с извещением сторон о времени и месте рассмотрения ходатайства, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению.

При удовлетворении ходатайства хозяйственный суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда или об отказе в этом.

Копии определения направляются хозяйственным судом сторонам в трехдневный срок со дня его вынесения. Документы направляются в порядке, предусмотренном международным договором, законодательством Республики Беларусь и данными Методическими рекомендациями.

5.2. На основании Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. процедура ограничивается проверкой представленных заинтересованной стороной документов на соответствие требованиям статьи 8 Соглашения.

После проведения данной проверки при отсутствии просьбы стороны об отказе в приведении в исполнение решения, суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения иностранного решения.

При заявлении сторонами в соответствии со статьей 9 Соглашения заявления о непризнании решения, вопрос разрешается в порядке статьи 314 ХПК.

5.3. На основании Соглашения Республики Беларусь и Российской Федерации о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации 2001г. исполнение решений арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь происходят в соответствии с национальным законодательством по месту предъявления исполнительного документа к исполнению. Решения не подлежат признанию.

Взыскатель Республики Беларусь самостоятельно направляет исполнительный документ в компетентный иностранный орган по месту нахождения должника либо его имущества с целью возбуждения исполнительного производства и его принудительного исполнения территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации.

5.4. На основании решения компетентного иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении исполнения этого решения выдается приказ хозяйственного суда, который подлежит исполнению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Действия по принудительному исполнению данных решений осуществляются судебными исполнителями в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Порядок перевода за пределы Республики Беларусь денежных сумм определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В случае отказа в исполнении решения компетентного иностранного суда копия постановления судебного исполнителя со всеми приложенными к ходатайству документами направляется взыскателю в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, международным договором и данными Методическими рекомендациями.

6. Хозяйственный суд отказывает в признании и исполнении судебного решения по заявлению должника в случаях, предусмотренных международным договором, а также по основаниям, содержащимся в статье 314 ХПК.

В случае отказа в признании и исполнении решения иностранного суда, суд выносит определение, которое со всеми прилагаемыми документами направляется взыскателю. Ответчику направляется копия определения. Документы направляются в порядке, предусмотренном международным договором, законодательством Республики Беларусь и данными Методическими рекомендациями.

7. Решения иностранных международных коммерческих арбитражных (третейских) судов, в том числе и решения коммерческих арбитражей стран Содружества Независимых Государств, подлежат признанию и испонению хозяйственными судами Республики Беларусь на основании Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной в Нью-Йорке 29 декабря 1958г.

При необходимости исполнить решение международного арбитражного (третейского) суда за границей Республики Беларусь взыскатель самостоятельно предъявляет данное решение к исполнению в компетентный иностранный орган.

8. Если взысканию подлежит государственная пошлина, взысканная в доход Республики Беларусь, хозяйственный суд, рассмотревший дело по существу, направляет документы в соответствующие налоговые инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь с целью оформления ходатайства взыскателя и необходимых документов и последующего их направления в компетентный иностранный орган в соответствии с международным договором.

9. В случае необходимости получения сведений о действующем или действовавшем в иностранных государствах законодательстве хозяйственные суды обращаются в соответствующие компетентные иностранные органы в порядке, установленном международными договорами.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал