Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Мировое хозяйство
Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйство отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений. Международное разделение труда – устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции. МРТ включает специализацию и кооперирование. Факторы, лежащие в основе МРТ: 1. Природные (географическое положение, размер территории, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов и т.п.); 2. Технико-экономические (степень освоения достижений НТП, внедрения новых технологий и т.п.); 3. Социально-экономические (тип хозяйственной системы, идеология, внешняя и внутренняя политика и т.п.). Виды специализации стран: 1. Естественная (на основе различий в природных условиях); 2. Межотраслевая (предметная); 3. Внутриотраслевая (подетальная). На основе МРТ возникают международные экономические отношения - система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Основные формы МЭО: 1. Мировая торговля. 2. Международная миграция капитала и международный кредит. 3. Международная миграция рабочей силы. 4. Международные валютные отношения. 5. Международное научно-техническое и производственное сотрудничество.
Мировой рынок - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных рынков отдельных стран, участвующих в МРТ и связанных системой МЭО. Показатели, характеризующие развитие внешней торговли: 1. Величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта); 2. Внешнеторговое сальдо (соотношение экспорта и импорта). Чистый экспорт. Положительное и отрицательное сальдо. 3. Экспортная и импортная квота (доля экспорта/импорта в ВНП). Показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень открытости экономики. 4. Экспортный потенциал – доля продукции, которая могла бы быть продана страной без ущерба для собственной экономики. 5. Структура внешней торговли (по субъектам или объектам внешней торговли). Характеристика современного состояния мировой торговли: 1. Увеличение взаимной торговли между развитыми странами (большая часть мировой торговли – товарооборот между США, Западной Европой и Японией). 2. Преобладание в структуре товарооборота готовых изделий (70% - готовые изделия, 30% - сырье); 3. Наиболее динамичный рост – торговля средствами связи, электроникой, комплектующими, уздами и деталями. 4. Опережающими темпами растет торговля услугами (транспорт, туризм, страхование и т.п.).
Влияние внешней торговли на экономику. Мультипликатор внешней торговли приводит к следующим последствиям. Рост экспортаÞ рост занятости и доходовÞ рост спросаÞ рост спроса, в том числе и на импортные товары, что равносильно по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и, следовательно, общий спрос сокращаетсяÞ сокращение общего спроса. Таким образом, в результате мультипликативного эффекта в результате развития внешней торговли с одной стороны происходит рост спроса за счет увеличения экспорта, а с другой стороны, тем же самым стимулируется импорт, в результате чего спрос сокращается.
Торговая политика государства - составной элемент его экономической политики, связанный с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии, прямые ограничения. Основные виды внешнеторговой политики: 1. Свободная торговля (фритредерство) – политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения, отсутствие внешнеторговых ограничений. 2. Протекционизм – государственная политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер.
|