Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Мировое хозяйство






Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйство отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Международное разделение труда – устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции. МРТ включает специализацию и кооперирование.

Факторы, лежащие в основе МРТ:

1. Природные (географическое положение, размер территории, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов и т.п.);

2. Технико-экономические (степень освоения достижений НТП, внедрения новых технологий и т.п.);

3. Социально-экономические (тип хозяйственной системы, идеология, внешняя и внутренняя политика и т.п.).

Виды специализации стран:

1. Естественная (на основе различий в природных условиях);

2. Межотраслевая (предметная);

3. Внутриотраслевая (подетальная).

На основе МРТ возникают международные экономические отношения - система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран.

Основные формы МЭО:

1. Мировая торговля.

2. Международная миграция капитала и международный кредит.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Международные валютные отношения.

5. Международное научно-техническое и производственное сотрудничество.

 

Мировой рынок - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных рынков отдельных стран, участвующих в МРТ и связанных системой МЭО.

Показатели, характеризующие развитие внешней торговли:

1. Величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);

2. Внешнеторговое сальдо (соотношение экспорта и импорта). Чистый экспорт. Положительное и отрицательное сальдо.

3. Экспортная и импортная квота (доля экспорта/импорта в ВНП). Показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень открытости экономики.

4. Экспортный потенциал – доля продукции, которая могла бы быть продана страной без ущерба для собственной экономики.

5. Структура внешней торговли (по субъектам или объектам внешней торговли).

Характеристика современного состояния мировой торговли:

1. Увеличение взаимной торговли между развитыми странами (большая часть мировой торговли – товарооборот между США, Западной Европой и Японией).

2. Преобладание в структуре товарооборота готовых изделий (70% - готовые изделия, 30% - сырье);

3. Наиболее динамичный рост – торговля средствами связи, электроникой, комплектующими, уздами и деталями.

4. Опережающими темпами растет торговля услугами (транспорт, туризм, страхование и т.п.).

 

Влияние внешней торговли на экономику. Мультипликатор внешней торговли приводит к следующим последствиям. Рост экспортаÞ рост занятости и доходовÞ рост спросаÞ рост спроса, в том числе и на импортные товары, что равносильно по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и, следовательно, общий спрос сокращаетсяÞ сокращение общего спроса.

Таким образом, в результате мультипликативного эффекта в результате развития внешней торговли с одной стороны происходит рост спроса за счет увеличения экспорта, а с другой стороны, тем же самым стимулируется импорт, в результате чего спрос сокращается.

 

Торговая политика государства - составной элемент его экономической политики, связанный с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии, прямые ограничения.

Основные виды внешнеторговой политики:

1. Свободная торговля (фритредерство) – политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения, отсутствие внешнеторговых ограничений.

2. Протекционизм – государственная политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал