Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетно-налоговая система
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления (формулировка Бюджетного Кодекса РФ). Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов государства, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть содержит перечень поступлений, расходная – перечень государственных расходов. Государственный бюджет является системой, состоящей из центрального и территориальных бюджетов. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней. Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней: 1. Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. 2. Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 3. Третий уровень – местные бюджеты.
Основные принципы бюджетной системы РФ (определены в Бюджетном Кодексе РФ): 1. Единство бюджетной системы, что означает: a) единство правовой базы; b) единство денежной системы; c) единство форм бюджетной документации; d) единство принципов бюджетного процесса; e) единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. 3. Самостоятельность бюджетов (принцип бюджетного федерализма): a) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; b) право органов управления (государственных и местных) самостоятельно определять направления расходов средств соответствующих бюджетов; c) недопустимость изъятия доходов, сумм превышения доходов над расходами соответствующих бюджетов и т.д. 4. Сбалансированность бюджетов. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Из выше сказанного видно, что принцип бюджетного федерализма означает автономное функционирование бюджетов всех уровней. Нижестоящие не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются направления расходов. Возможно перераспределение средств между бюджетами в форме финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Финансовая помощь оказывается в виде бюджетных субвенций (от лат. приходить на помощь).
Источники доходов государственного бюджета: 1. Налоговые поступления (80-90% всех доходов). 2. Неналоговые доходы: a) доходы от использования и продажи государственного имущества; b) дивиденды по акциям, принадлежащим государству; c) целевые перечисления; d) доходы от платных услуг государственных органов и т.д. 3. Государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. 4. Эмиссия денег.
Расходы государственного бюджета: I. Группировка по направлениям: 1. Расходы на социально-экономические цели. 2. Военные расходы. 3. Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства (например, с внешнеэкономической деятельностью). 4. Расходы на государственное управление и т.д. II. Группировка по экономическому содержанию: 1. Государственные закупки. 2. Трансфертные платежи. 3. Расходы по обслуживанию государственного долга (например, затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплата процентов и т.п.).
Согласно Бюджетному Кодекса РФ расходы государственного бюджета по экономическому содержанию делятся на: 1. Капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность). 2. Текущие расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т.п.).
Бюджетный дефицит. Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (бюджетный излишек). Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (бюджетный недостаток). И то, и другое считается в процентах в ВНП (ВВП). Доходы бюджета зависят от налоговых поступлений, а те, в свою очередь, от масштабов национального производства и уровня доходов хозяйствующих субъектов. Расходы бюджета могут не зависеть от уровня доходов (автономные расходы). Следовательно, при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит бюджета, а при высоком – профицит бюджета. Бюджетное сальдо = доходы бюджета – расходы бюджета. При профиците сальдо положительное, при дефиците – отрицательное. Потенциальное бюджетное сальдо - сальдо, которое обеспечивается в условиях полной занятости. Оно показывает, какая могла быть разница между доходами и расходами государственного бюджета при потенциальном ВВП. В настоящее время наличие бюджетного дефицита не рассматривается как показатель, характеризующий состояние экономики. Бездефицитный бюджет не свидетельствует об экономическом благополучии, а макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета. Считается, что до определенных пределов бюджетный дефицит не опасен. Например, в период экономического спада бюджетный дефицит может быть значительным, а небольшой дефицит допускается в течение длительного времени. МВФ признает допустимым существование дефицита в пределах 2-3% ВНП. Серьезной проблемой считается только значительный или длительный дефицит.
Основные причины бюджетного дефицита: 1. Невозможность мобилизовать необходимые доходы вследствие падения темпо производства, низкой производительности труда и иных причин, вызывающих снижение эффективности производства. 2. Рост расходов без учета финансовых возможностей, их недостаточная целесообразность и эффективность (в том числе, военных расходов и расходов на содержание административного аппарата). 3. Инфляция. 4. Нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. 5. Целенаправленная бюджетная политика на создание дефицита.
При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования дефицита (то есть от того, из каких источников покрываются расходы, превышающие доходы).
Таблица 8.1 Основные методы финансирования бюджетного дефицита
Займы у частного сектора порождают эффект вытеснения. Размещая займы на внутреннем рынке, государство оттягивает на себя финансовые ресурсы. Повышение спроса на деньги ведет к росту процентной ставки и последующему снижению инвестиций. Таким образом, правительственные расходы, носящие, как правило, непроизводительный и/или неэффективный характер, вытесняют частные инвестиции. Увеличение налогов как метод финансирования бюджетного дефицита может привести к такому же результату. Сеньораж – доход государства от денежной эмиссии. Она приводит к превышению темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП. Это ведет к росту уровня цен. Таким образом все экономические агенты платят «инфляционный налог», заключающийся в том, что часть их доходов перераспределяется через цены в пользу государства. Эффект Оливера-Танзи – сознательное задерживание экономическими агентами уплаты налогов в условиях инфляции. В результате государство получает налоги, но обесцененными деньгами.
Источники финансирования бюджетного дефицита (в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ): 1. Внутренние: a) Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; b) Государственные займы, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг. 2. Внешние: a) Государственные займы в иностранной валюте, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг; b) Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных организация, предоставляемые в иностранной валюте. Принципиальное отличие государственных займов от частных – государство погашает задолженность и выплачивает проценты за счет налогов, а предприниматели – за счет прироста дохода на основе производительного использования кредита.
Государственный долг – долговые обязательства государства. Государственный долг представляет сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков за тот же период. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Обычно под реструктуризацией понимают погашение долговых обязательств с одновременным заимствованием в объеме погашаемого долга, но на иных условиях обслуживания и сроках погашения. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают: 1. Списание долга (частичное или полное). 2. Выкуп долга. Страна-должник может иметь в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов. В этом случае заемщику могут разрешить самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. 3. Секьютеризация. Должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; 4. Обмен госдолга на акции национальных предприятий. Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
|