Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования доложены на ежегодных научно-практических межвузовских и всероссийских конференциях: на ежегодной Открытой региональной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта» (Санкт-Петербург, 2005 – 2010 гг.); на итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург, 2009 г.); на межвузовской научно-практической конференции молодых учёных в ИСПиП им. Р. Валленберга (Санкт-Петербург, 2008 - 2009 гг.); на XIII Фестивале вузов физической культуры (Москва, 2010); на XV Российском национальном конгрессе «Человек и его здоровье» (ортопедия, травматология, протезирование, реабилитация) (Санкт-Петербург, 2010). Данные диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс студентов кафедры Теории и методики адаптивной физической культуры ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»; дополняют содержание соответствующего раздела дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с нарушением интеллекта» и дисциплины специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта», также разработанная методика внедрена в учебно-образовательный процесс специальной (коррекционной) школы № 657 Приморского района, в тренировочный процесс спортсменов, занимающихся в секции парусного спорта общественной организации «Олимпикс» Специального Олимпийского комитета и СДЮСШОР «Балтийский берег» г. Санкт-Петербурга, что подтверждено соответствующими актами о внедрении. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 9 приложений. Основной текст изложен на 112 страницах машинописного текста и содержит 10 таблиц и 23 рисунка. Список литературы насчитывает 134 источника, из них 125 на русском языке и 9 – на иностранных. Имеется 4 акта о внедрении.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, выдвигается гипотеза, определяется цель, ставятся задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, определяются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема» представлены результаты теоретических исследований по изучаемой теме. Дается психолого-педагогическая характеристика детей, проводится анализ существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида, представлены современные методы формирования мотивации учащихся общеобразовательных школ и спортсменов к занятиям физической культурой и спортом. Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга (Литош Н.Л., 2002; Рубинштейн С.Я., 1986). От здоровых сверстников лица с нарушениями интеллекта могут отставать в развитии на 1 – 3 года (Шипицына Л.М., 2005). Индивидуальные показатели их физического развития имеют большую вариацию (Шапкова Л.В., 2001; Литош Н.Л. 2002). Особенности двигательного развития учащихся с нарушением интеллекта проявляются в: нарушении физического развития: отставании в длине и массе тела и др.; отставании в развитии основных физических способностей; замедленности формирования двигательных умений и навыков (Шапкова Л.В., 2001; Дмитриев А.А., 2002). Эмоции детей с нарушением интеллекта недостаточно дифференцированы и адекватны (Чистякова М.И., 1990, Алябьева Е.А., 2003; Шипицына Л.М., 2005). Недоразвитие высших форм мышления – первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости (Исаев Д.Н., 2007). Формирование у них навыков общения отличается замедленностью, неадекватностью реакций на обращение других людей, что затрудняет социальную адаптацию (Бойков Д.И., 1994; Воронкова В.В., 1994; Шипицына Л.М., 2010). Использование специальных методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития детей с нарушением интеллекта (Пинский Б.И., 1969; Черник Е.С., 1997). Многие исследователи единодушны в том, что в комплексе проблем личности проблема мотивации является одной из важнейших (Ананьев Б.Г., 1968; Асеев В.Г., 1974; Джамгаров Т.Т., 1983; Леонтьев А.Н., 1975; Ильин Е.П., 2000; Хекхаузен Х., 2003). Мотивация является источником любой активности (Джидарьян И.А., 1974; Рубинштейн С.Л., 2001). Е.П. Ильин (2000) полагает, что сила мотива влияет на уровень активности человека ее успешность. Как отмечают специалисты, у детей с нарушениями интеллекта отсутствует борьба мотивов, наблюдается значительное нарушение сознательного контроля произвольной активности, что связывается с недостаточным развитием функций коры головного мозга (Литош Н.Л., 2002; Шипицына Л.М., 2005; Исаев Д.Н., 2007). Выявлено, что в настоящее время не существует специально разработанных и апробированных методик изучения мотивов занятий физической культурой и спортом у детей с нарушением интеллекта (Барабаш О.А., 2007). Большинство описанных в литературе методов в качестве основного средства предлагают использование метода опроса в виде бесед и анкетирования с ранжированием вариантов ответа по значимости (Волков К.Н., 1981; Гаврилина Р.Н., 2007), что не соответствует особенностям психики детей с нарушением интеллекта. Представителями Международного Специального Олимпийского движения, предполагают, например, использование Спортивно-Мотивационной Анкеты (SMQ) (Datlilo J. et all, 1996; Ulrich D., 2002; Shapiro D., 2003, 2010), однако рисуночные тесты более предпочтительны в работе с проблемными детьми (Кузьмина Н.Н., 2002; Гуткина Н.И., 2004; Слободняк Н.П., 2006). Двигательный опыт, приобретаемый учащимися в процессе школьного обучения, является основой их дальнейшей успешной социально-бытовой и трудовой деятельности. Формирование мотивов самостоятельных занятий должно протекать неотрывно от самого процесса осуществления деятельности, причем учителю необходимо обеспечивать каждому занимающемуся индивидуальный подход в обучении. Исследованием мотивов физкультурно-спортивной деятельности занимались Ю.Ю. Палайма (1966), Б.Д. Кретти (1978), Р.А. Пилоян (1984), В.И. Тропников (1989), Н.Л. Ильина (1996), Н.Б. Стамбулова (1999), А.Н. Николаев (2004) и др. Авторы педагогических исследований в данной области (Симон Н.А., 2000; Соснина Н.А., 2005; Молчанова Ю.С., 2007; Тришкина Т.Д., 2009) предлагают различные методики формирования мотивации, основой которых является активизация когнитивных процессов психики учащихся. Ю.С. Молчанова (2007) подчеркивает, что наиболее важными факторами формирования мотивации учащихся к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. А.В. Бобровский (2005) – моральная и эмоциональная поддержка тренера, постановка им перед учащимися определенных целей и задач деятельности. Подобных фундаментальных научно-исследовательских работ в области изучения и формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта, в доступной нам литературе и других информационных источниках, обнаружено не было, что подтверждает актуальность и своевременность разработки данной темы. Анализ содержания программ по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (Гербцова Г.И., 1994; Малова М.Н., 1994; Морсакова Е.Н., 2001; Мозговой В.Н., 2004; Матвеев А.П., 2006) показал, что в содержании большинства из них не представлено необходимого блока специальных задач по целенаправленному формированию у учащихся мотивации к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. В соответствии с особенностями психофизического развития школьников с легкой степенью нарушения интеллекта, в качестве основы разработанной экспериментальной методики были использованы результаты научного исследования В.Б. Антипина (2007), который предложил способ формирования спортивной мотивации посредством удовлетворения базовых потребностей занимающихся в ходе осуществления тренировочного процесса. Результатом применения специально разработанной методики будет являться удовлетворение потребностей каждого учащегося в переживании удовольствия от процесса двигательной активности, в устойчивых социальных связях и уверенности в признании окружающими достоинств его личности, на основе которых будет возможно дальнейшее формирование у него мотивов достижения результатов физкультурно-спортивной деятельности. Во второй главе «Организация и методы исследования» раскрываются организация и основные методы исследования, представлены его основные этапы. Первый этап: 2005 - 2007 гг. Анализ данных научно-методической литературы; изучение опыта работы учителей адаптивного физического воспитания специальных (коррекционных) школ VIII вида и тренеров по различным видам спорта, входящим в программу Специальных Олимпийских игр. Второй этап: октябрь 2008 г. - май 2009 г.: анкетирование студентов 4 -5 курсов и специалистов по АФК (n=20) (Анкета № 1), анкетирование специалистов в области АФК и учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида (n=42) (Анкета № 2); предварительный констатирующий эксперимент на базе Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, в ходе которого выявлялась динамика мотивации у подростков с легкой степенью нарушения интеллекта, посещающих секционные занятия по адаптивному яхтингу (n=7) и динамика развития их основных физических качеств. Осуществлялся подбор средств, методов и методических приемов формирования у занимающихся мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Третий этап: октябрь 2009 г. - май 2010 г.: исследование динамики мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся школ VIII вида (n=88) и их психомоторного развития (n=41); формирующий педагогический эксперимент (n=24); оформление результатов исследования. Схема формирования групп представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема формирования контрольной и экспериментальной групп Для обеспечения чистоты проведения эксперимента, в контрольную группу были включены 12 учащихся из одной специальной школы, в экспериментальную группу – из другой. Подобный способ организации эксперимента был выбран по рекомендации психологов и учителей школ, поскольку изменение учителем по АФВ условий педагогического процесса, связанных с воздействием на психофизическую сферу учащихся, будет происходить не только на уроках с детьми экспериментальной группы, но и других классов. В течение учебного года, с октября 2009 г. по май 2010 г. на уроках адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта, составлявших экспериментальную группу (n=12), учителем по АФВ применялись компоненты предложенной методики. Учащиеся контрольной группы (n=12) посещали уроки АФВ в соответствии с содержанием существующей образовательной программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Для оценки эффективности применения разработанной методики применялись следующие методы: 1. Опрос (анкетирование; беседа (Матюхина М.В., 2004); 2. Проективный метод (рисуночный тест) (Гуткина Н.И., 2004); 3. Тестирование психомоторных способностей по методикам СПб НИИФК. Фиксировались следующие показатели: реакция на время «воспроизведение времени» (с); время простой двигательной реакции (мс); реакция на движущийся объект (мс); максимальный темп (количество раз/ 10 с); частота движений по малой амплитуде оптимальная (количество раз/ 10 с); кистевая динамометрия максимальная (кг); восприятие и воспроизведение линейной величины пространства (см). 4. Методы математически-статистической обработки данных, полученных при обследовании психомоторного развития детей, применялась компьютерная программа STATGRAPHICS PLUS for WINDOWS. Для проверки статистических гипотез применялся критерий знаковых рангов Вилкоксона для связанных выборок. В третьей главе «Исследование содержания ведущих мотивов произвольной двигательной активности у лиц с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности» обосновывается целесообразность осуществления целенаправленного педагогического процесса по формированию у учащихся мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Основной метод исследования: опрос (анкетирование и беседа). Ответы специалистов по адаптивной физической культуре и учителей на основные вопросы анкеты проиллюстрированы на рисунке 2. Рис.2. Распределение мнений специалистов по АФК и учителей по основным вопросам анкеты: 1 – положительный характер испытываемых детьми эмоций; 2 – понимание детьми назначения заданий; 3 – осознание детьми пользы занятий АФК для здоровья; 4 – необходимость целенаправленного формирования у детей мотивации к Ф-СД; 5 – будут ли дети заниматься Ф-СД самостоятельно после окончания школы
Исследование проводилось с целью выявления мнений специалистов в исследуемой области для определения состояния изучаемого вопроса на современном этапе. По результатам опроса были сделаны следующие выводы: 1) Полученные данные подтверждают существование проблемы формирования мотивов самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушениями интеллекта. 2) Необходимо определить причины, по которым в настоящий момент дети, окончившие школу, не продолжают самостоятельно заниматься физической культурой (по данным 90% специалистов и учителей) несмотря на отмеченное большинством специалистов удовлетворительное состояние материально-технического обеспечения возможности занятий и понимание детьми назначения занятий физкультурно-спортивной деятельностью. 3) По мнению всех специалистов, у учащихся необходимо целенаправленно формировать мотивацию к Ф-С Д, однако, учитывая актуальность и недостаточную освещенность указанной темы в литературе, требуется разработка эффективных путей решения данного вопроса. Средства и методы должны учитывать особенности проявления психофизического развития детей. Основные результаты исследования ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 6 – 12 классов с легкой степенью нарушения интеллекта отражены на рисунках 3 – 5. Ведущие мотивы физкультурно-спортивной деятельности, их сформированность и отношение учащихся к самостоятельным занятиям выявлялись при помощи рисуночного теста и беседы.
Рис. 3. Уровень сформированности мотивации к Ф-СД у учащихся 6 – 12 классов с нарушением интеллекта (n=88)
За основу были приняты две классификации: классификация групп основных потребностей А. Маслоу (по Ильину Е.П., 2000) и классификация мотивов занятий спортом А.Н. Николаева (2003). У большинства учащихся 6 – 12 классов (в среднем, у 90%) мотивация к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью сформирована и преобладает внутренняя. Не сформирована мотивация в среднем только у 10% учащихся. Это объясняется тем, что некоторые дети, посещающие специальную школу VIII вида, в течение всего года по состоянию здоровья освобождены от посещения уроков АФВ. Большинство специалистов по АФК (79% респондентов) правильно оценивают знания детей в отношении назначения занятий физической культурой и спортом (для здоровья). Однако в отношении дальнейшего продолжения занятий после окончания школы мнения специалистов и детей резко отличаются. В среднем, 60% детей предполагают дальнейшие самостоятельные занятия после окончания школы. Причины выявленного несоответствия связываются с неустойчивостью имеющейся у учащихся мотивации к занятиям, структурой ведущих мотивов и отсутствием развитой государственной системы вовлечения лиц, имеющих нарушения интеллектуального развития, в дополнительную физкультурно-спортивную деятельность вне школы. Большинство детей, как занимающихся в системе дополнительного физкультурного образования (n=37), так и тех, кто посещает только уроки АФВ (n=51) видят назначение занятий физкультурно-спортивной деятельностью в приобретении и сохранении здоровья, красоты, овладении различными двигательными умениями, необходимыми в жизни (в среднем 84%). Динамика ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 6 – 12 классов с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года представлена на рисунках 4 и 5.
Начало учебного года Конец учебного года
Рис.4. Динамика ведущих мотивов Ф-СД у детей, не занимающихся дополнительно (НЗ) (n=51) в течение учебного года
В конце учебного года у учащихся основными мотивами занятий были мотивы, направленные на получение удовольствия от процесса двигательной активности (54%). В течение года у детей, посещающих только уроки АФВ, наблюдается следующая динамика мотивов: лишь у 4% детей появился мотив приобретения здоровья и результата занятий и на 16% увеличился процент учащихся, у которых ведущим мотивом является достижение результата Ф-С Д.
Начало учебного года Конец учебного года
Рис.5. Динамика ведущих мотивов Ф-СД у детей с нарушением интеллекта, занимающихся в секциях (ЗС) (n=37) в течение учебного года
У учащихся, посещающих в течение учебного года дополнительные секционные занятия (n=37), мотивы занятий Ф-С Д разнообразнее. В конце учебного года на 30% увеличилось количество детей, у которых ведущим мотивом является достижение результата Ф-С Д и на 6% - количество детей, занимающихся Ф-С Д с целью приобретения здоровья; не выявлено мотивов долженствования что, вероятно, связано с тем, что некоторые дети приходят заниматься в секции по велению родителей, а в процессе тренировок они начинают получать удовольствие от участия в Ф-С Д и у них происходит изменение ведущего мотива занятий. У детей, посещающих дополнительные занятия Ф-С Д наблюдается большая динамика ведущих мотивов занятий, чем у детей, посещающих в течение года только уроки АФК. Наиболее вероятно, это связано со спецификой содержания деятельности тренера, направленностью работы на достижение определенного спортивного результата и индивидуализацией процесса взаимодействия педагога и ученика. Наибольшая динамика как в группе дополнительно занимающихся детей, так и в группе детей, посещающих только уроки АФВ, наблюдается в отношении мотива достижения результата Ф-С Д и приобретения здоровья. В ходе проводимого исследования, по результатам тестирования, были получены данные о психомоторном развитии обобщенных групп детей, вовлеченных в течение учебного года в систему дополнительного физкультурно-спортивного образования (ЗС) (n=18) и посещающих только уроки АФВ (НЗ) (n=23). Результаты представлены в таблице 1. Жирным шрифтом выделены числовые значения показателей, по которым после обработки данных была выявлена положительная динамика.
Таблица 1
Показатели психомоторного развития школьников 12 – 19 лет с легкой степенью нарушения интеллекта, посещающих (ЗС) и не посещающих (НЗ) дополнительные занятия Ф-С Д
Анализ результатов, полученных в ходе сравнения данных тестирования, позволяет сделать вывод о том, что к концу учебного года достоверных (p=0, 05) отличий в динамике психомоторного развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, посещающих дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью и посещающих только уроки АФВ, не обнаруживается, что наиболее вероятно связано с замедленностью психомоторного развития детей, обусловленной характером течения основного заболевания и отмечаемым психологами школ значительным утомлением нервной системы учащихся к концу учебного года. Положительная динамика показателей психомоторного развития по величине среднего арифметического больше выражена у учащихся, посещающих занятия в системе дополнительного физкультурного образования (в среднем, на 30%), что подтверждает положительное влияние дополнительных занятий физкультурно-спортивной деятельностью на психомоторное развитие учащихся с нарушением интеллекта. Показатели тестирования психомоторных способностей характеризуются значительной вариативностью. Полученные показатели соответствуют данным научно-методической литературы, представленным в 1 главе работы о том, что психомоторное развитие лиц с нарушением интеллекта характеризуется замедленностью, гетерохронностью и неустойчивостью сформированных функций. Представленные результаты исследования подтверждают существование общественной проблемы осуществления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащимися после окончания обучения в школе. В 4 главе «Теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с умственной отсталостью» представлено содержание методики и теоретическое (Каверин С.Б., 1998; Алябьева Е.А., 2003; Евсеев С.П., 2007; Дмитриев С.В., 2008; Масленников А.В., 2009 и др.) и экспериментальное обоснование эффективности ее применения на занятиях адаптивным физическим воспитанием. Способность человека управлять движениями зависит от зрелости корковых структур мозга, управление произвольными движениями представляет собой сложный многоуровневый процесс, особая роль принадлежит аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы (Мозговой В.М., 2005). Действие является целесообразным в том случае, когда его вероятными последствиями будут такие события или состояния, ради которых человек и осуществлял действие и которые представляются ему желательными. (Хекхаузен, Х., 2003). Формирование мотивов и потребностей в занятиях физическими упражнениями предусматривает создание в учебном заведении условий для проявления внутренних побуждений к занятиям, осознание их учениками и дальнейшее их саморазвитие. Ключевым моментом процессов формирования мотивов является положение о создании для учащихся педагогических условий активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей (Лузик М.В., 2009; Масленников, А.В., 2009 и др.). Предлагаемая методика базируется на основополагающих концепциях воспитания: личностно-ориентированной, сотрудничества, гуманизма. В основе ее компонентов лежит потребностно-деятельностный подход (Выдрин В.М., 2004) в понимании сущности произвольной деятельности человека. Разработанная методика акцентирована на удовлетворение основных социальных потребностей детей: в первую очередь – потребностей в социальных связях, в признании и самоуважении (на основе методики, предложенной В.Б. Антипиным (2007) для формирования спортивной мотивации) и учитывает индивидуальные психофизические особенности детей, связанные с их основным заболеванием. Методика ориентирована на формирование мотивов достижения лично и социально значимого результата осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Центральным звеном разработанной методики является деятельность учителя адаптивного физического воспитания по созданию педагогических условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и признании. Блоки, входящие в методику ранжированы от 1 до 4 по признаку степени самостоятельной активности ученика в осуществлении создания необходимых условий самостоятельной деятельности. Следует также отметить, что учитель по АФВ всегда должен постоянно являть собой пример физически культурного человека, жизнерадостного и активного, достойного для подражания в одежде, в манере разговаривать, в поведении, в реакции на различные ситуации.
Схематично компоненты методики представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Компоненты методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Компоненты методики: 1) Блок методических приемов по созданию для учащихся ситуаций успеха в процессе занятий АФВ (по Ростомашвили Л.Н., 2008). Формирует мотивы достижения результата через удовлетворение потребностей учащихся в признании и в самоуважении. 2) Блок методических приемов по активизации межличностных взаимодействий учащихся внутри класса в процессе занятий АФВ. Формирует мотивы аффилиации, достижения результата через удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и в признании. 3) Блок методических приемов по созданию условий формирования у учащихся навыков уверенного поведения (по Грецову А.Г., 2008; Грину Р.В., 2009). Формирует у учащихся мотивы общения, через удовлетворение потребностей в социальных связях и самоуважении. 4) Блок методических приемов по созданию условий, направленных на выработку у учащихся умений самостоятельной организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Формирует мотивы общения и достижения результата деятельности через удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и самоутверждении. Для каждого блока также представлены критерии оценки деятельности ученика, обеспечивающие учителя по АФВ срочной информацией об изменении поведения занимающегося на занятии, о его реакции на предлагаемые педагогические воздействия. Критерии оценки разработаны в ходе консультаций с учителями по АФВ, тренерами, работающими с лицами, имеющими нарушения интеллекта и психологами специальных (коррекционных) школ VIII вида. Пример критериев оценки представлен в таблице 2. Таблица 2 Критерии оценки деятельности учащегося, отражающие процесс формирования у него навыков уверенного поведения
За факт совершения действия засчитывается 1 балл. За отсутствие – 0 баллов.
После проведения педагогического эксперимента, в ходе которого учителем по адаптивному физическому воспитанию в педагогический процесс урока внедрялись компоненты предложенной методики, было проведено повторное тестирование психомоторных способностей учащихся и выявление их ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности. Результаты выявления динамики ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунках 7 и 8. В начале года у 50% учащихся контрольной группы основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса выполнения физических упражнений и у 42% - мотивы общения со сверстниками, как и у обобщенной группы детей (n=51), не посещающих дополнительные занятия Ф-СД. По окончании года существенной динамики ведущих мотивов у учащихся контрольной группы не выявлено.
Начало учебного года Конец учебного года
Рис.7. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в начале и в конце учебного года
В начале года у учащихся контрольной и экспериментальной группы ведущие мотивы Ф-СД были одинаковыми. Отличалось только их процентное соотношение.
Начало учебного года Конец учебного года
Рис.8. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале и в конце учебного года У 75% учащихся экспериментальной группы в начале учебного года основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса двигательной активности и у 25% - мотивы общения со сверстниками. По окончании учебного года у учащихся экспериментальной группы были выявлены новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 33% занимающихся сформировались мотивы достижения результата Ф-СД, у 17% учащихся ведущими стали мотивы приобретения и поддержания здоровья. Мотив долженствования не был выявлен ни у одного учащегося. Основные результаты исследования психомоторных способностей учащихся по тестам «Воспроизведение времени», «Время реакции», «Реакция на движущийся объект», «Максимальный темп движений», «Оптимальный темп движений», «Динамометрия», представлены в таблице 3. По тесту «Линейка» определение доверительной вероятности не производилось, поскольку положительной динамикой считается приближение указанных значений к идеальному, равному 100 см. Таблица 3 Показатели психомоторного развития в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента
Жирным шрифтом выделены числовые значения показателей, по которым после обработки данных была выявлена положительная динамика. При обработке полученных результатов сравнивалась динамика изменения тестируемых показателей у учащихся внутри одной группы в течение года. Ни в одной из групп не было выявлено достоверного (p=0, 05) улучшения показателей психомоторного развития, что может быть связано с несколькими факторами: значительной вариативностью полученных показателей; относительно малой длительностью эксперимента, недостаточно большим объемом выборки, отмечаемым психологами школ утомлением нервной системы учащихся к концу учебного года. Следует также отметить, что ни в одной из групп не было выявлено и достоверного (p=0, 05) ухудшения показателей психомоторного развития. Анализ результатов, полученных в ходе сравнения данных тестирования по величине среднего арифметического, выявил положительную динамику 29% показателей психомоторного развития в контрольной группе учащихся, занимавшихся по программе АФВ специальной (коррекционной) школы VIII вида. В экспериментальной группе учащихся, посещавших в течение года уроки АФВ по той же программе, но содержание которых включало применение компонентов разработанной методики, выявлена положительная динамика по 57% показателей психомоторного развития: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают выдвинутую в начале проведения исследования гипотезу о положительном влиянии применения компонентов разработанной методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с легкой степенью нарушения интеллекта на активизацию их психомоторного развития. Методика может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
ВЫВОДЫ
1. Основной особенностью развития лиц с нарушениями интеллекта является снижение познавательной активности и других процессов, обуславливающих способность учащегося к восприятию, накоплению, сохранению и последующему использованию информации. Учеными предлагаются различные пути формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся массовых школ, в большинстве основанные на активизации когнитивных процессов психики детей, однако лица с нарушением интеллекта не имеют достаточных психических способностей, которые необходимы для самостоятельного построения ими мотива деятельности. Наиболее важными факторами формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. Фундаментальных научно-исследовательских работ в области формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта до настоящего времени не проводилось. 2. Выявлено несоответствие между отношением учащихся с нарушением интеллекта к продолжению самостоятельных занятий после окончания школы и реализацией их стремления на практике. Большинство школьников 12 – 20 лет (в среднем, 60%) предполагают дальнейшую самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, однако данные большинства специалистов по адаптивной физической культуре и учителей (90% респондентов) свидетельствуют о том, что дети после окончания школы самостоятельно не занимаются. Следовательно, выявленных у детей мотивов общения и получения удовольствия от процесса двигательной активности не достаточно для осуществления ими самостоятельной деятельности в данном направлении. Решение указанной проблемы возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов достижения результатов физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений по организации самостоятельных занятий. Наиболее адекватным направлением формирования мотивации, учитывая особенности изучаемого контингента, является создание педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности учащихся в социальных связях и в признании. 3. Ведущими мотивами физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта являются мотивы, направленные на общение и на получение удовольствия от процесса двигательной активности. Структура ведущих мотивов «беднее» по сравнению со структурой мотивов здоровых сверстников. В течение года у детей не наблюдается существенной динамики мотивов без целенаправленной деятельности педагога по их формированию. Содержание существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных школ VIII вида требуют дополнения соответствующими методическими рекомендациями по осуществлению педагогического процесса формирования у школьников мотивации к самостоятельной двигательной активности. 4. В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, разработана методика, направленная на формирование у них ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе их адаптивного физического воспитания: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни. Формирование мотивов осуществляется на занятиях адаптивным физическим воспитанием в ходе педагогического процесса по созданию учителем условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и в признании путем создания ситуаций переживания детьми успеха в результате двигательной деятельности, активизации их межличностного взаимодействия с учителем и ровесниками, формирования навыков уверенного поведения и организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью. 5. Применение на уроках адаптивного физического воспитания разработанной методики вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует их психомоторное развитие. По окончании учебного года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 33% занимающихся ведущими стали мотивы достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, у 17% учащихся – мотивы приобретения и поддержания здоровья. По показателям психомоторного развития учащихся достоверно значимых изменений не выявлено (p=0, 05), однако зафиксирована положительная динамика по ряду исследуемых показателей: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают эффективность применения разработанной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием и она может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ VIII вида.
|