![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространственный слух
Слуховой аппарат является не только анализатором времени, но и одним из важнейших анализаторов пространства. Интересно отметить, что пространственно-слуховое различение имеет исключительно жизненное значение. Само развитие слуха стало необходимым в силу важности для организма сигналов, действующих на расстоянии и предупреждающих организм об опасности или наличии в окружающей среде невидимых в данный момент предметов и веществ, нужных для пищевого обмена организма со средой. Невидимыми являются эти объекты не только ночью (для животных с хроматическим зрением), но и во многих условиях пространства, обозрение которых невозможно или затруднительно и днем (например, в лесистых или гористых местностях). Поскольку звук всегда есть то или иное акустическое свойство предмета и его среды, постольку звук становится для высших позвоночных животных важнейшим сигналом предмета. С возникновением и развитием звукового языка как основного средства общения между людьми звуки речи в слове становятся «сигналами сигналов» для человека, которые также воспринимаются на расстоянии. Сложные животные организмы, обладающие высшей нервной деятельностью, и человек ориентируются в пространстве внешнего мира не только по местоположению, форме, величине и другим пространственным признакам и отношениям видимых предметов внешней среды, но и по местоположению невидимого предмета, являющегося источником звука, и по направлению движения звуковой волны в определенной среде. В формировании общих механизмов ориентировки ребенка в пространстве звук играет очень важную роль. Ориентировочный рефлекс на звук способствует расширению полей зрения, вызывает повороты головы и корпуса тела в сторону звука, т. е. расширяет видимое пространство для ребенка уже в первые месяцы жизни. Любопытно, как первоначально ребенок пытается «увидеть» звук, т. е. реагируя на его местоположение и направление, он не сразу осознает особенность несводимости к видимому предмету, свойство самого звука. Если перед ребенком 6—7 месяцев произвести такое действие: постучать пальцем по предмету, то ребенок возьмет руку взрослого, затем возьмет предмет и будет их рассматривать, как бы желая увидеть самый звук, произведенный их взаимодействием. Затем ребенок повторит это действие-постукивание несколько раз. Можно заметить, что самое элементарное знание о звуке у ребенка возникает в процессе замыкания временной связи между движениями рук и взаимодействием тел, вызывающих звук. Все усложняющаяся совокупность таких временных связей составляет основу тех ассоциаций, которые образуются в мозгу между различными предметами и их звуковыми свойствами. На основе этих ассоциаций образуется значительно более сложная способность определять расстояния между человеком и внешним предметом по звуку, местонахождение предмета по звуку, направление движения звуков и т. д. Новейшие исследования Бронштейна, Алексеенко, Блинкова и других показали несомненную связь, существующую между слуховой ориентировкой в пространстве и движениями человеческого тела (особено поворота головы), а следовательно, соответствующими мышечно-суставными ощущениями. Поэтому не является неожиданным, что расстройства слухопространственного различения (главным образом определение направления звука) особенно тяжелыми являются при поражениях височно-теменно-затылочной области, а также нижнетеменной области коры головного мозга. Это значит, что в основе слухопространственного различения лежит система связей между слухом, мышечно-суставными ощущениями и пространственным зрением. Конечно, ведущим в этой ассоциативной системе является слух. Возникает вопрос: какой же именно механизм слуховых ощущений входит в эту ассоциативную систему? На этот вопрос прежде всего дают ответы описанные выше опыты Быкова по изучению условных рефлексов у собаки с рассеченным мозолистым телом, которые показали, что слух у такого животного остается без изменений в отношении дифференцировки интенсивностей и высоты звуков, но полностью исчезает дифференцировка направления звука, что в основе определения местоположения источника звука лежит парная работа больших полушарий. Понятно, что такая парная работа является объединением, синтезом звукоразличительной работы мозгового конца каждого из полушарий. Иначе говоря, пространственно-слуховое различение есть наиболее позднее (в индивидуальном развитии) и сложное образование звукоразличительной деятельности головного мозга. Что же является периферическими механизмами слухопространственного различения? Ответ на этот вопрос дает знакомство с путями обоих слуховых нервов, каждый из которых (начиная со среднего мозга) входит своими частями в каждое из полушарий. Следовательно, каждый из мозговых концов слухового анализатора регулирует деятельность обоих; ушей в какой-то определенной функции каждого из них. Наконец, слуховые рецепторы, как и зрительные, являются парными, симметрично расположенными по отношению друг к другу по бокам головы (в среднем 18—19 см анатомического расстояния между ушами). До постановки проблемы слуховой ориентировки в пространстве как самостоятельного вопроса этому факту парности слуховых рецепторов не придавалось особого значения. Отмечалось лишь, как мы видели раньше, что наличие у человека двух приемников звука удваивает ощущение громкости (сравнительно со слушанием одним ухом), повышает звуковысотную чувствительность в 11/2 —2 раза по сравнению со слушанием одним ухом. Имелось в виду, следовательно, что слушание двумя ушами (бинауральный слух) лишь количественно отличается от слушания одним из ушей (монауральным слухом), превосходя последнее. Качественное своеобразие бинаурального слуха открылось лишь в ходе специального изучения роли бинаурального слуха в ощущении направления звука. Оказалось, что именно в этом пространственном различении и заключено качественное своеобразие совместной работы обоих слуховых рецепторов. Местоположение источника, откуда приходит звук, определяется человеком при следующих условиях: 1) при одновременном слушании обоими ушами, т. е. при сопоставлении показаний одного и другого уха одновременно; 2) когда звук представляет собой шумы или сопровождается шумами, тогда как для чистых тонов и гармоний направление звука определяется относительно хуже; 3) когда источник звука находится вблизи от средней (медиальной) длины головы, т. е. между обоими ушами; 4) когда определяется направление в горизонтальной плоскости (правое—левое), а не в вертикальной плоскости (вверх — вниз) или в плоскости вперед — назад. Перечисляя эти условия, Ухтомский подчеркивал, что ориентировка в пространстве посредством слуха, как и посредством зрения, обостряется в особенности сопоставлением показателей во времени с симметричных одноименных рецепторов (обоих ушей). Изучение процесса распознавания направления звука обоими ушами показало, что имеется определенная зависимость от времени прихода звукового сигнала к одному и другому уху, а также от выпуклостей лица как затеняющей ширмы. Чем больше разность между временем прихода звука к каждому из ушей, тем больше возможность дифференцирования направления. Это положение особенно относится к низким тонам с их малым числом частот и редкостью колебаний (более значительными временными промежутками между ними). Поэтому различение направления должно быть более точным относительно низких тонов. Невысокие тоны (ниже 800 кол/сек) дают отклонения в одну и ту же сторону (правую или левую) до тех пор, пока не начинается симметричное двоение источника звука вправо и влево. Оказалось, что и в области слуха, подобно двойственным изображениям при резкой диспаратности раздражения глаз, имеется подобное же явление «двоения» одного звука при слушании обоими ушами таких тонов, идущих в направлении в сторону от средней линии головы. При действии звуков более высоких тонов (800— 1500 кол/сек) угол смещения локализуемого звука становится все более значительным. Точность ориентировки относительно положения звучащего тела возрастает с удалением последнего на большие расстояния. Можно сказать, что разность по времени и фазам возбуждения между двумя сигнализациями в кору головного мозга от обоих ушей и составляет основу дифференцировки направлений звука. При бинауральном слухе имеет место не только определение направления звука, но и сами слуховые образы изменяются, как бы перемещаясь по определенной траектории. При небольших громкостях траектория слухового образа кажется горизонтальной. При увеличении громкости кажется, что траектория звука подымается и вместе с тем приближается к голове спереди. При больших громкостях траектория звукового образа кажется почти вертикальной и как бы проходит внутри головы. Иногда она располагается сзади головы, особенно в случаях большого расхождения разностей проведения звука в обоих слуховых органах. Как и в пространственном зрении лишь умеренная диспаратность порождает необходимые для дифференцировки видимые расстояния, так и в пространственном слухе лишь умеренная разность показаний обоих ушей (разновременных фаз возбуждений) способствует правильному отнесению слухового образа к местоположению звука. По обоим слуховым нервам происходит передача нервных импульсов, совпадающих со звуковой частотой, разность времени прихода которых в кору и составляет основное условие слухового отражения пространства. Установлено, что бинауральный слух точнее при определении горизонтального направления звука. Одной из причин этого обстоятельства является несимметричная форма головы и форма ушных раковин, фокусирующих звуки спереди и с боков. Но эта причина не является решающей, несмотря на ее значение. Другой, более важной причиной является то, что объективно более значимыми и частыми в жизни человека являются сигнальные действия звуков, расположенных именно по горизонтальной плоскости, параллельно поверхности земли. Большая точность распознавания звуков по горизонтальному направлению определяется также и тем, что поэтому же направлению на голове расположены симметрично оба уха. Как показал Бронштейн, «физиологическая середина между обоими ушами по этой плоскости не совпадает с геометрической серединой». Как и в бинокулярном зрении, в бинауральном слухе отмечается функциональное неравенство обоих слуховых рецепторов. Вследствие этого неравенства, обусловленного возникающим преобладанием одного из очагов возбуждения (в одном полушарии) над другими (в другом полушарии). Специальное изучение соотношения точности определения направлений бинауральным слухом было проведено Драпкиной. Согласно этим данным, наиболее точными являются бинауральные показания о правом (96, 8%) плевом (89, 6%) направлениях. Правое направление при всех длительностях и громкостях оказывается на первом месте. Переднее направление звука также хорошо дифференцируется (83, 0% правильных ответов), но с ним чаще всего смешиваются заднее и верхнее направления (пространственные ошибки или иллюзии слуха). Более чем вдвое сравнительно с передним и левым направлением снижается точность дифференциации верхнего положения звука (36, 2%) и заднего его положения (34, 6%). Локализация этих направлений в наибольшей степени зависит от длительности и громкости звука. Как и в области пространственного зрения, не сводимого к остроте зрения, эти сложные функции пространственно-слухового различения направления и расстояния звука не сводятся к остроте слуха, хотя последний играет известную роль в слуховом различении пространства.
|