![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новейшие исследования А. Н. Леонтьева доказывают непосредственное участие в механизме слухового различения эффекторных аппаратов (голоса и речи).
около 300 гц. Некоторые гласные звуки имеют две области резонирующих частичных тонов. Например, для «и» одна область лежит в области низких звуков — 300 гц, другая в области высоких звуков — 3000 гц. Некоторые исследователи считают, что для всех без исключения гласных звуков характерны два форманта: один в области низких, другой — в области высоких звуков. Важно отметить, что среднее время длительности гласного звука около 0, 35 сек, причем особое значение имеет время установления этого звука — в 0, 040 сек. Требуется срочная реакция слухового анализатора для того, чтобы обеспечить ощущение отдельного гласного звука (по высоте и тембру при различных громкостях, до шепотной речи включительно). Согласные звуки представляют собой в акустическом отношении непериодические процессы (шумы), различающиеся между собой степенью непериодичности или наличием элементов периодических колебаний. Согласные «м», «н», «л» близки к гласным в силу наличия в их составе периодических колебаний, т. е. тонов. В ряде согласных звуков имеются частичные составляющие тоны, причем в области значительно более высоких тонов. Так, например, согласный «р» имеет форманты в области от 900 до 1800 гц, согласный «ш» имеет форманты в области 2000 и около 4000 гц и т. д. Длительность согласных звуков еще меньшая, чем длительность гласных звуков, она колеблется от 20 до 300 тысячных долей секунды. «Характерные особенности согласных, — пишет Ржевкин, — лежат не только в них самих, но и в длительности процесса установления следующих за ними гласных».10 Взаимодействие согласных и гласных звуков осуществляется в каждом слоге. В процессе овладения языком, когда лишь еще устанавливаются сложные временные связи второй сигнальной системы, ребенок ощущает слоговые звуки как нерасчлененный комплекс, постепенно выделяя из слога отдельные звуки. Раньше всего анализируются ребенком гласные звуки, от которых первоначально не отделяются согласные в данном слове. В силу этого же ребенок не осознает еще самостоятельности согласного звука. До обучения грамоте ребенок относится к звукам речи «ка» к бесконечной и неповторяющейся массе звуков. Для ребенка столько же звуков «а» или «м», сколько он слышит слогов «ил» слов с этими буквами. В процессе первоначального обучения грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения письму и чтению у ребенка вырабатывается устойчивые представления о звуках речи независимо от того или иного его сочетания с другими гласными и согласными.
|