Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
6. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. 7. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей осуществляется в тех случаях, если: нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей; изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение; изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению. 9. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяются к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ. Эти лица подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 10. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации осуществляются при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида (статья 11.9, часть 1 статьи 12.3, часть 2 статьи 12.5, части 1 и 2 статьи 12.7, часть 1 статьи 12.8, часть 4 статьи 12.19, статья 12.26). Транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 9.3, 12.1 (за исключением управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), статьей 12.4, частями 2 - 6 статьи 12.5, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. 11. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. 12. Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля применяется в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ и осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. 13. Временный запрет деятельности (на срок не более 5 суток) заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Он может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В качестве мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, связанных с временным принудительным ограничением свободы, КоАП РФ предусматривает доставление, административное задержание и привод (статья 27.1). Доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.15). В исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, применяется административное задержание, срок которого, как правило, не должен превышать трех часов (часть 1 статьи 27.3, часть 1 статьи 27.5). В то же время по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, о нарушении таможенных правил (часть 2 статьи 27.5), а также в отношении некоторых правонарушений, предусмотренных главой 20 " Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" (включая мелкое хулиганство - статья 20.1), за которые может быть назначено наказание в виде административного ареста (часть 3 статьи 27.5), привлекаемое к ответственности лицо при наличии определенных законом оснований может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, исчисляемый по общему правилу с момента доставления (часть 4 статьи 27.5). При этом задержанные лица содержатся в специальных помещениях, исключающих возможность их самовольного оставления (статья 27.6). Административное задержание лица, в отношении которого ведется административное преследование, на срок до 48 часов представляет собой лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П < 1> понятие " лишение свободы" в его конституционно-правовом смысле имеет автономное значение, заключающееся в том, что любые вводимые в отраслевом законодательстве меры, если они фактически влекут лишение свободы (например, санкция за правонарушение или принудительные меры, обеспечивающие производство по делу), должны отвечать критериям правомерности в контексте статьи 22 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, составляющих нормативную основу регулирования ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей в сфере преследования за совершение уголовных и административных правонарушений в качестве мер допустимого лишения свободы. -------------------------------- < 1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П " По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" // Российская газета. 2009. 3 июля.
Европейский суд по правам человека при толковании соответствующих положений Конвенции считает, что лишение физической свободы фактически может приобретать разнообразные формы, не всегда адекватные классическому тюремному заключению, предлагает оценивать их не по формальным, а по сущностным признакам, таким как принудительное пребывание в ограниченном пространстве, изоляция человека от общества, семьи, прекращение выполнения служебных обязанностей, невозможность свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц. Европейский суд по правам человека считает, что статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашая право на свободу и личную неприкосновенность, говорит о физической свободе лица; ее цель - гарантировать, чтобы никто не мог быть произвольно лишен свободы в смысле данной статьи, для чего следует исходить из конкретной ситуации и учитывать такие критерии, как характер, продолжительность, последствия и условия исполнения рассматриваемой меры; лишение свободы и ограничение свободы отличаются друг от друга лишь степенью или интенсивностью, а не природой или сущностью. Положения статей 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее официальном истолковании Европейским судом по правам человека предопределяют характер и пределы допустимых ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, устанавливаемых федеральным законодателем при регулировании принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Соответственно, принудительные меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, - поскольку они связаны с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, не могут и применяться в противоречии с указанными предписаниями. Административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, в силу которого законным признается задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения. Понятия " законное задержание" и " задержание, произведенное в установленном законом порядке" включают обязанность осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях органов государственной власти и их должностных лиц соблюдать нормы материального и процессуального законодательства. Это означает, что задержанный имеет право на проверку соблюдения органом государственной власти или его должностным лицом законодательных положений, необходимых для признания примененной к нему принудительной меры законной в указанном смысле, а суд, в свою очередь, должен проверить как соблюдение процессуальных норм, на основе которых производится задержание, так и обоснованность этой меры с точки зрения целей, а также исходя из того, была ли она необходимой и разумной в конкретных обстоятельствах, послуживших основанием для ее применения. При этом должностное лицо, производящее административное задержание, должно располагать такими фактами и сведениями, которые достаточны для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. Задержание не может быть признано обоснованным, если действия, вменяемые задержанному, в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение. Если задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, то это не означает, что задержание было незаконным и нарушало требования статьи 22 Конституции Российской Федерации и подпункта " c" пункта 1 статьи 5 Конвенции. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении для проверки фактов, подтверждения или устранения конкретных подозрений, обосновывающих задержание, подготовки необходимых документов для передачи дела на рассмотрение суда.
12.4. Стадии административного процесса
1. Возбуждение дела об административном правонарушении
Общими поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (статья 28.1): 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ); 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. Так как законодательство об административных правонарушениях в рамках имеющихся полномочий формируется на двух управленческих уровнях - федеральном и субъектов Российской Федерации, соответственно и дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица и структуры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (статья 22.1), рассматриваются в пределах установленной компетенции: судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать (пункт 1 статьи 22.2): руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. Место рассмотрения дел об административном правонарушении. В соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Законодательство предусматривает, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 (" Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних "), 6.10 (" Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ "), 20.22 (" Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах "), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства. По общему правилу (статья 29.6) дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если от участников производства по делу об административном правонарушении поступают ходатайства или если возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения дела судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. В пятидневный срок рассматриваются дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан (статьи 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ). Продление указанного срока не допускается. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 22.2), рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа (статья 28.3). В части 2 статьи 28.3 КоАП РФ дается перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях: 1) должностные лица органов внутренних дел (милиции); 2) должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; 3) должностные лица органов ведомственной охраны - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 настоящего Кодекса; 4) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью, - об административных правонарушениях; 5) должностные лица налоговых органов; 6) должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 8) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 9) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; 10) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; 11) должностные лица таможенных органов; 12) должностные лица органов экспортного контроля; 13) должностные лица пограничных органов; 14) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; 15) должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; 16) должностные лица органов социальной защиты; 17) должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения; 18) должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 19) должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения; 20) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; 21) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль; 22) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защиты растений; 23) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; 24) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки; 25) должностные лица государственных семенных инспекций; 26) должностные лица органов, уполномоченных в области управления племенным животноводством; 27) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области мелиорации земель; 28) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель; 29) должностные лица органов, осуществляющих государственный геологический контроль; 30) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; 31) должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесов; 32) должностные лица органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; 33) должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; 34) должностные лица органов рыбоохраны; 35) должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; 36) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль; 37) должностные лица органов государственного энергетического надзора; 38) должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора; 39) должностные лица органов, уполномоченных в области управления оборонными отраслями промышленности; 40) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; 41) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор; 42) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; 43) должностные лица органов транспортного контроля и надзора; 44) должностные лица органов автомобильного транспорта; 45) должностные лица органов морского транспорта; 46) должностные лица органов внутреннего водного транспорта; 47) должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам; 48) должностные лица органов железнодорожного транспорта; 49) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; 50) должностные лица органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации; 51) должностные лица органов, уполномоченных в области обороны; 52) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его территориальных органов; 53) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области технической защиты информации, их заместители; 54) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов; 55) должностные лица органов, уполномоченных в области связи и информатизации; 56) должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; 57) должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом; 58) должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; 59) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков; 60) должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов; 61) должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; 62) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 63) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; 64) должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации; 65) должностные лица органов государственного статистического учета; 66) должностные лица органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; 67) должностные лица органов государственной жилищной инспекции; 68) должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 69) должностные лица органов, уполномоченных в области приватизации и управления государственным имуществом; 70) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; 71) должностные лица органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов; 72) должностные лица органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; 73) должностные лица органов, уполномоченных в области регулирования и защиты патентных прав; 74) должностные лица органов управления дорожным хозяйством; 75) судебные приставы; 76) должностные лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; 77) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; 78) должностные лица органов и агентов валютного контроля; 79) должностные лица Банка России; 80) должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 81) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 82) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей; 83) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; 84) должностные лица федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения; 85) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения; 86) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; 87) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Помимо перечисленных должностных лиц и организаций протоколы об административных правонарушениях в рамках имеющихся полномочий вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты Российской Федерации; должностные лица государственных внебюджетных фондов. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить следующие вопросы (статья 29.1): относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы. К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом Законодательство Российской Федерации отнесло следующие (статья 29.2): родственные связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; его личная, прямая или косвенная заинтересованность в разрешении дела. При наличии этих обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. При наличии этих обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение (статья 29.4): о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, являющихся участниками производства по делам об административных правонарушениях, за исключением прокурора (статьи 25.1 - 25.10 КоАП РФ). об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о их приводе. Принудительный привод допускается в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (часть 1 статьи 27.15 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление или определение (статья 29.9 КоАП РФ). Постановление выносится в следующих случаях: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 24.5 КоАП РФ); объявления устного замечания в соответствии с возможностью освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ); прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. Определение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится в следующих случаях: передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, уполномочены вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (статья 29.13 КоАП РФ), на которое в течение месяца со дня его получения и должно быть направлено сообщение о принятых мерах. По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 142 была утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Инструкция определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями следующих видов наказаний: " в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательных работ; исправительных работ". Инструкция регламентирует порядок " осуществления контроля за поведением условно осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания".
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Какими нормативными актами регулируется производство по делам об административных правонарушениях? 2. В чем сходство и отличие дисциплинарного производства и производства по делам об административных правонарушениях? 3. Как изменяется субъектный состав административно-процессуальных отношений на разных стадиях производства? 4. Каковы поводы и основания для возбуждения дела об административной ответственности? 5. Какие основные процессуальные действия возможны на стадии рассмотрения дел об административном правонарушении и кто является основными участниками процесса на этой стадии? 6. Кто вправе составлять протоколы об административном проступке? Назовите возможные варианты. 7. Какие коллективные органы управомочены рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания? 8. Какие варианты обжалования и пересмотра постановлений предусмотрены законодательством? 9. Перечислите основания пересмотра постановлений по делу. Может ли быть пересмотрено уже исполненное постановление? 10. Кто вправе пересмотреть постановление о наложении взыскания и какие законодательные нормы регулирует подведомственность пересмотра? 11. Какое решение может принять орган государственной власти по жалобе на постановление о наложении взыскания? 12. Как решается вопрос о подведомственности исполнения постановлений?
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 13. Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
|