Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура. Профессионально-этические кодексы в России.






Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Профессионально – этический кодекс является отражением профессионально – этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально – этической системы, т.к. существенно беднее ее и кроме того, представляет основные компоненты профессионально – этической системы в императивной форме, не давая им объяснений, не показывая хода рассуждений и т.п.

Объектом профессионально – этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.

Основной целью профессионально – этического кодекса в социальной работе является содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально – этической системы. Его основная задача – обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:

· адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики;

· обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации;

· содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности;

· унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей;

· систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

· содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;

· обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы;

· обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

· обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);

· обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы;

· содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

· содействие повышению морального авторитета профессиональной социальной работы в обществе;

· обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

 

Профессионально – этический кодекс благодаря выполняемым им функция может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.

В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:

- общечеловеческие ценности;

- этические традиции благотворительности;

- ценности современного российского общества;

- этические нормативы специалистов зарубежных стран;

- специфические ценности современной российской социальной работы;

- личные ценности и идеалы специалистов.

Профессионально – этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

· вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;

· базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;

· быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;

· обеспечить возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях(т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);

· быть доступным для усвоения и выполнения.

 

Профессионально – этический кодекс имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих разделов:

· преамбула (введение). В ней обычно дается обоснование необходимости введения профессионально – этического кодекса, раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса;

· требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы(ценности и идеалы). Раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формируется более конкретно применительно к профессиональной практике и представляет как цель деятельности специалиста;

· требования к поведению и действия специалистов (нормы и принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.

· профессиональный долг и обязанности специалиста. Указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.

· требования к качествам личности специалиста. Сведены воедино требования к личностно –нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость сострадание и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. Здесь могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.

· система санкций. Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально – этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста. Здесь могут быть указаны и положительные санкции, применяемые тогда, когда личностные качества специалиста, его самоотверженная деятельность заслуживают поощрения. В общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.

· условия действия и легитимизации кодекса. Раздел содержит информацию о том, когда и кем был принят профессионально – этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено.

Структура профессионально – этического кодекса в основном повторяет структуру профессионально – этической системы. Однако профессионально – этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны профессионально – этических конфликтов и предлагающие наиболее общие пути разрешения конфликтов. Иногда в профессионально – этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, соблюдение которых может оказать существенное влияние на результативность и качество деятельности.

Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или профессиональной группы с другими профессиональными ассоциациями, с национальными ассоциациями социальных работников, государственными и общественными организациями и органами, юридич. и физическими лицами. В профессионально – этическом кодексе может иметься раздел, посвященный вопросу оказания платных социальных услуг, вознаграждение за работу и т.п. Некоторые из названных выше разделов могут отсутствовать.

Российскими социальными работниками в 1994 г. был принят собственный Профессионально- этический кодекс социального работника в Росси. (Принят Межрегиональной Ассоциацией работников социальных служб 22.05.94г). В нем социальный работник рассматривается как представитель особой, гуманной и деликатной профессии, являющийся связующим звеном между личностью, семьей и обществом. Вследствие важности этой миссии на первом месте в кодексе стоят требования к поведению личности специалиста. Указывается, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты профессии, исключая нечестные действия, уловки и т.д. При этом важнейшим направлением деятельности специалиста является приобретение и подтверждение профессиональной компетентности, обеспечение его профессионального и личностного роста.

Значительное место занимают в кодексе этические обязательства специалиста перед клиентом, коллегами, руководящей организацией, профессией, обществом, причем важнейшие из них – это обязательства перед клиентами, интересы которых являются первостепенными. Главной задачей соц. работника является воспитание самостоятельности, активной субъектной позиции клиента. Основными этическими принципами, которыми должен руководствоваться специалист являются честность и конфиденциальность.

Важное место уделено в кодексе взаимоотношениям с коллегами и их клиентами. Отношения с коллегами должны быть построены на основе уважения, взаимного доверия, справедливости. В соответствии с кодексом каждый специалист несет моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации.

Профессионально – этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников и называющийся «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (принят на общем собрании МФСР в октябре 1994г), существенно отличается от приведенного выше отечественного кодекса. Этот документ иначе структурирован; в нем в нем обозначена цель введения профессионально – этического кодекса, даны указания по введению данного документа в действие. его использованию национальными ассоциациями социальных работников.

Кодекс состоит из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В первом из них приведены основные этические принципы социальной работы: учет уникальности и ценности человека, его права на самореализацию, забота о благосостоянии общества, социальная справедливость, равенство, запрет на дискриминацию, уважение личной неприкосновенности и другие. Подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным, точно так же, как право на самореализацию одной личности не должно ущемлять прав других людей. В особом разделе представлены основные проблемные области, или зоны этических конфликтов, которые могут рассматриваться и разрешаться коллективно.

Во втором документе – «Международных этических стандартах социальных работников» - указывается, что социальная работа во многом исходит их гуманистических идеалов и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества, а также развития потенциала человека. Этот документ содержит основные правила и стандарты деятельности социального работника по отношению к клиентам, агентствам и организация, коллегам, профессии. В соответствии с ними социальный работник должен действовать таким образом, чтобы обеспечивать достижение максимального блага наибольшему количеству людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал