![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознательно, т.к. решение поступить так или иначе принято им
самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений; Добровльно, поскольку чувство долга стало его убеждением и превалирующим мотиватором деятельности. Сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу, напротив, они дополняют друг друга. Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы: · личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях; · профессиональной компетентности специалиста; · рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач; · соответствия полномочий и ответственности; · правовой регламентации деятельности; · подотчетности; · инициативы и творческого исполнения; · организованности и дисциплины; · контроля и проверки исполнения; · критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; · доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег; · поощрения и наказания. Обязанности специалиста в его повседневной профессиональной практике носят субъективно – объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Субъективность компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно. Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует: · высокий профессионально – квалификационный уровень качества работы; · четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение; · профессиональную деятельность строго в рамках нормативно – правовой базы; · глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента; · сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента; · заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы; · высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению; · наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга; · стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности. Таким образом, представление о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании – и на благополучие общества в целом. Однако не все представления о должном, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию как учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или групппы, которые могут формироваться случайным образом и не быть научно обоснованными (корень в обоих терминах происходит от греческого deon – долг, однако во втором варианте отсутствует Logos – учение, наука). Это не означает, однако, что деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны противоречь друг другу – они могут совпадать, поскольку интуитивно или путем логических размышлений личность может найти верное решение. Но они могут и противоречь друг другу, например, в тех случая, когда речь идет о разрешении деонтологического или этического конфликта, вследствие чего необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.
|