Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
В управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач, предусматривающих: конкретную социальную защиту определенных категорий жителей; развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины); борьбу с преступностью и укрепление правопорядка; разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения; разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью; реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей; торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения; развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения. Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование); оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация); заключительное управление (контроль, учет, анализ). Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей. Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики. Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе - концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой. Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы; выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений. Программно-целевой критерий предполагает разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей. По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет). Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки. Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления: верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика; средний, управленческий, уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов; низовой уровень — это социальные организации, различные неправительственные (благотворительные) общественные организации. На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти: законодательной, в лице органов системы представительной власти; исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной. Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит: разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи; анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ (организация обслуживания и обеспечение пособиями; реабилитация инвалидов; социальная помощь семье и детям и др.). Исполнительными органами управления социальной работой на региональном и местном уровне являются учреждения социального обслуживания (центры, отделения): — обеспечивающие оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению; —осуществляющие социальную помощь на дому и дневное пребывание в спецучреждениях лиц пожилого возраста и инвалидов; — осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних; помощь детям, оставшимся без родителей и др. Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой Российской Федерации, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями местного уровня самоуправления. В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т. д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии неправительственных организаций. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав, положение и т. д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности. Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, " смежников", контрагентов, конкурентов и т. п., способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управления. Заключительное управление (контроль, учет, анализ) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся
|