Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синкретизм




(от греч. synkretismos — соединение) — состояние нерасчлененности, слитности или слияния разнородных элементов в едином явлении, которое находится в периоде своей первоначальной неразвитости. Применительно к сфере культуры понятие С. чаще всего используется для характеристики ранних ступеней развития культуры, человеческого сознания, мифологии, религии, искусства и некоторых других форм культурной деятельности. С. рассматривается как неотъемлемое качество и главнейшая особенность существования первобытной и древней культуры. Одним из источников первобытного С. в современной науке признается диффузность и бифункциональность различных видов человеческой деятельности и нерасчлененность отдельных явлений сознания и духовной жизни членов первобытных сообществ. «В ту пору все основные направления социальной жизнедеятельности — изготовление орудий труда, охота, добывание и хранение огня, магические заклинания стихий и животных, способы общения и передачи практически необходимой информации, воспитание и обучение подрастающих поколений, укрепление родовых и племенных связей — оказывались для первобытного человека не узкоутилитарным действием, но действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным, поскольку познание, осмысление и оценка человеком мира не были еще самостоятельными актами и могли осуществляться только в единстве с актами практическими» (М.С. Каган). Диффузность первобытного мышления, временной и пространственный синкретизм были чрезвычайно характерны для мифологии, которая запечатлела понимание человека как безраздельной части целого и, в частности, природы и общины: «всякая личность несет в себе смысл цельной всеобщности», и в результате «общественно решительно все, вплоть до неодушевленных предметов» (А.Ф. Лосев). В то же время характер настоящего научного открытия имела концепция происхождения искусства, предложенная выдающимся русским ученым Александром Н. Веселовским (1838— 1906), автором «Исторической поэтики» (1896—1897). Для него С. — «не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами». Согласно теории Веселовского, «в начале всякого поэтического развития... лежит первобытный С. поэтических жанров, т.е. такое состояние поэзии, когда эпос, лирика и драма еще не выделились из первоначального единства и сама поэзия не обособилась от музыки и мистической пляски». «Содержание первобытной поэзии дает обряд, воспроизводящий в символической форме различные стороны общественной (трудовой) жизни первобытного коллектива в соответствии с верой первобытного человека, что символическое воспроизведение желаемого влияет на его осуществление» (В.М. Жирмунский). Выводы Веселовского прочно вошли в арсенал современного научного знания, хотя идея о первоначальной слитности ранних форм культуры и тем самым концепция С. в дальнейшем подвергалась существенным уточнениям. В частности, в работах О.М. Фрейденберг (1890—1955) (напр., во «Введении в теорию античного фольклора») высказывалась мысль о том, что единство различных форм мифа не означает их происхождения из единого «комкообразного синкретического действа», т.к. «первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу форма…, не связывая их причинной связью». С современной точки зрения концепция С. выглядит как одна из классических научных методик анализа содержания, семантики и разнообразия форм ранних проявлений человеческой культуры.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал