![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компоновка. Виды взаимоотношений объекта и плоскости.
Композиционное решение в дизайне имеет первоочередное значение. Термин «композиция» вошел в употребление в эпоху Возрождения. Композиция — построение, внутренняя структура произведения — подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая согласованность форме и делая доходчивым содержание. Иногда с композицией отождествляют сюжет, но один и тот сюжет может решаться композиционно по-разному. Объекты графического дизайна представляют собой двухмерное и трехмерное визуальное решение, поэтому диапазон композиционных построений достаточно широк. Выделяют следующие виды композиций: – плоскостная — состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью, общее решение заключено в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, а глубина выражена неявно. – объемно-пространственная — из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях, рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон и ее выразительность зависит от угла зрения. – глубинно-пространственная — создает связь предметов с пространством, в котором они размещены, может рассматриваться со всех сторон.
Работа над композицией начинается еще до создания визуального изображения. Формулировка идеи организует композиционные поиски будущего объекта в сознании дизайнера, который стремится найти оригинальные образы и выразительные средства, раскрывающие идею будущего объекта. Создавая композиционное решение объекта, дизайнер должен учитывать особенности его психологического воздействия: эмоциональность, которая создается через общую композиционную структуру объекта (цветность, и ассоциативность). При создании композиции необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия. Одновременно человек может воспринимать не более семи элементов. Элемент композиции — ее составная часть, ограниченная одним или несколькими замкнутыми контурами.
Композиционные законы и принципы.
Закон единства — все элементы композиции должны быть подчинены одной идее основываясь на принципах функциональности и структурности, т. е. несмотря на свои разные функции образовывать единую структуру произведения. – повторение целого в его частях (большое в малом, единство по ведущему признаку — это признак целого, которым должны обладать все элементы композиции в той или иной степени). Любая материальная форма представлена совокупностью ряд свойств: пространственностью, массивностью, геометрическим строением с характерными особенностями линий, фактуры материала — это визуальные особенности строения рекламного объекта, определяющие его целостность. Закон соподчинения — есть главные элементы, есть второстепенные, закон основан на принципах масштабности и контрастности. – доминанта (наличие главного) — предполагает наличие смыслового центра в композиции — наиболее важный, самый заметный, привлекающий максимум внимания элемент композиции. Как правило, крупнее остальных, активнее по цвету, пластике и выделяются на фоне других слагаемых композиции рьшинством визуальных параметров. Закон равновесия — сочетание устойчивости-неустойчивости, статичности-динамичности, тяжести-легкости элементов, на принципах симметричности и тектоничности (соответствия формы материалу). Закон видоизменения — трансформация замысла произведения в художественную форму, на принципах пластичности (податливость формы) и тональности (свет, цвет). Закон соразмерения — количественное соотношение между всеми свойствами элементов и композиции в целом, на принципах ритмичности и пропорциональности. Мышление дизайнера, предполагающее креативность, определяет необходимость творчества и постоянного поиска новых способов создания оригинальных и выразительных объектов. Композиционный прием представляет собой синтез различных средств композиции. Проектирование дизайн-графики зависит от ее функциональной схемы, которая будет определять диапазон и степень используемых композиционных средств. Композиционные приемы по созданию статичной композиции: – распределение массы по высоте изделия, направленной к опорной поверхности, использование опорных элементов с повышенной площадью горизонтального деления массивного объема, расширяющимся основанием; – отказ от диагоналей, создающих ощущение движения; – использование симметрии и минимума свободного пространства; – выбранный формат композиции — квадрат, треугольник, овал; Динамичность выражается в форме объекта, имеющего определенную направленность, передающую движение. Создание статичной и динамичной композиции представляет собой противоположные методы: – масса элементов композиции приближается к линии, способствует созданию динамичной композиции;
– используют диагональные линии, ритмические ряды; – изобразить движущийся объект в момент кульминации движения и оставить перед ним свободное пространство для создания впечатления продолжительного во времени движения, которое еще совершается.
Симметрия и асимметрия. Симметрия — определенный порядок, схематическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся элементы друг относительно друга на плоскости или в пространстве, обладает своим центром, осью и плоскостью, в зависимости от этих составляющих образуются различные виды: – зеркальная; – осевая — характерна для центричных объектов, которые могут вращаться, симметрия поворота; – симметрия переноса — объекты располагаются на равном рас стоянии вдоль прямой оси (различные орнаменты); – винтовая — перенос элементов вдоль оси с поворотом. Используется в объемно-пространственных композициях.
В природе нет абсолютно симметричных объектов, при детальном изучении оказывается, что они имеют различия в деталях — дисимметрия — разрушение точного сходства повторяемых элементов при симметричности обшей формы.
Антисимметрия — симметрия с полярно противоположными свойствами, противопоставлением, средство для усиления выразительности, привлечения внимания, запоминаемости — вызывает эмоциональный импульс, который создает впечатление изменения или движения.
Формат — граница поля изображения, является композиционным средством, позволяющим создать определенное эмоциональное и ассоциативное воздействие композиции на зрителя. Так как восприятие объекта совершается от общего к частному, а затем опять к общему, то формат позволяет определить форму и ритм композиционного решения при первом его восприятии.
Использование различных вариантов формата: овальный, треугольный, прямоугольный и его выбор определяется идеей создаваемого объекта.
Прямоугольный (вертикальный) — ощущение вытянутости вверх, стройности, возвышенности, (горизонтальный) — ощущение простора, повествовательное развитие сюжета, ослабляя чувство замкнутости.
Квадратный формат — прием организации статичной композиции.
Пропорции — размерные отношения элементов, выражают собой соразмерность, согласованность системы в отношении частей между собой и целым, выделяется главное и второстепенное, а также связь между воспринимаемыми частями и логика композиционного построения. Используемая система пропорций определяется дизайн-концепцией, может строиться на контрасте или нюансе величин, развивать ритм или метрический повтор, а также определять характер формы. Масштаб предполагает соразмерность принятому эталону, которым является человек. Гиперболизация рекламируемого объекта создает впечатление его значимости в сознании потребителя. Приуменьшение, подчеркивает компактность рекламируемого товара или его доступность. Степень удаленности объекта может способствовать восприятию объектов крупного масштаба как объектов с более мелким масштабом.
Ритм — предполагает определенный порядок чередования чувственно воспринимаемых элементов, способствует управлению движением взгляда зрителя, а также помогает создать целостное восприятие дизайн-объекта, определяет направление композиции. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Может быть явным и скрытым, строиться не только на чередовании измененной формы, но также и цвета, тона, пластики.
Метрический строй — частный случай ритма, когда происходит чередование элемента через одинаковые интервалы, создает впечатление равновесия, инертности, при слишком близком расположении повторяющихся элементов может оказаться перенасыщенным.
Тождество, контраст, нюанс — создание сходства и различий отдельных элементов.
Контраст и нюанс определяют степень сходства и различия отдельных элементов формы по однородным характеристикам: геометрической форме, пропорциям, объему, фактуре материала, тону, цвету.
Контраст — ярко выраженное различие элементов формы, на основе противоположных характеристик: высокий – низкий, линия – пятно, темный – светлый.
Нюанс — отношение однородных элементов, незначительно отличающихся друг от друга, применяется как дополнение к контрасту, организуя фон.
Тождество предполагает отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи. Тождественные элементы часто образуют множество и создают фон.
Фактура — рельеф поверхности, воспринимается и зрительно и осязательно, от нее зависит восприятие цвета, так как она способна поглощать, преломлять (отражать) солнечные лучи
Текстура — рисунок поверхности, зависящий от свойства материала, его строения. Существуют материалы с явно выраженной текстурой (дерево, песок), что можно использовать при создании необходимого контраста в выделении композиционного центра.
Не существует строго установленных правил по созданию композиций, автор сам в соответствии с проведенным анализом и выработке дизайн-концепции осуществляет поиск оптимального композиционного решения на основе представленных принципов, средств и основных приемов.
|