Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
Вторая половина XIX — первая половина XX века отличаются в России богатством и многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин. С 50-х годов XIX века стала активно разрабатываться доктрина русского социализма (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев и др.). Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Так, Герцен, различая социальную и политическую республики, подлинной считает республику социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. «Экономический переворот имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями»44, — писал он. Вместе с тем, в среде теоретиков русского социализма разрабатывались идеи радикального насильственного переворота. П. Ткачев (1844-1885) рассматривал захват власти небольшой группой революционеров как необходимое условие социальных преобразований. Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать консервативные массы. Определенное влияние имели на российской почве и анархистские идеи М. А. Бакунина (1814-1876), П. А. Кропоткина (1842— 1921). «Никакое государство, как бы демократичны ни были его формы... не в силах дать народу того, что ему надо, т. е. вольной __________ 44 Герцен А. И. О социализме. Избранное. М., 1974. С. 611.
-----59-----
организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства»45. Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах пониманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому их позитивная программа провозглашала не замену одной формы государственной власти на другую, а ее полное уничтожение. Анархисты провозглашали «верховные права личности и народа и стремились освободить народные учреждения от государства»46. Вместо этого утверждается независимость каждой территориаль-ной,»земельной единицы, т. е. деревни, города, области, страны; взаимные соглашения заменяют собою понемногу законодательство и направляют отдельные частные интересы к одной общей цели, независимо от государственных границ47. Рассматриваемый период развития русской общественно-политической мысли характеризуется усилением теоретического обоснования идей консервативного направления (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И. А. Ильин и др.). Оригинальность теорий русских консерваторов связана с углублением критики европейского политического опыта, расширением аргументов в пользу особенностей развития России. Н. Данилевский обращал внимание на тесную связь национального (народного) и политического факторов в своей теории культурно-исторических типов. И. Ильин показывал обусловленность государственного развития народа состоянием и особенностями его политического и правового сознания. Видное место в спектре политических направлений в России конца XIX - начала XX века занимали либерально-конституционные идеи (Б. Н. Чичерин, 1828-1904; П. И. Новгородцев, 1866-1924 и др.). Б. Н. Чичерин был признанным теоретиком либерализма. Его взгляды базировались на утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармо- __________ 45 Бакунин М. А. Государственность и анархия // Антология мировой политической мысли. Т. 4. С. 29. 46 Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 247. 47 См.: Кропоткин П. А. Хлеб и воля. С. 53.
-----60-----
нии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, по его мнению, конституционная монархия, где монархия есть начало власти, народ в лице его представителей — начало свободы, аристократическое собрание -~ постоянство закона. В концепциях других представителей либерального течения обращает на себя внимание социализированный вариант либерализма П. И. Новгородцева, который подчеркивал необходимость установления посредством права четкой безусловной нормы в целях устранения произвола. Такой нормой должен быть только принцип личности как нравственное основание в обществе и абсолютная санкция в законодательстве. Во имя права государство вынуждено принять в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. Реализуется эта норма права только в правовом государстве, основными элементами которого, согласно Новгородцеву, выступают единая верховная власть, неотчуждаемые права личности, разделение функций власти на законодательную, исполнительную, судебную, защита прав граждан демократическими организациями гражданского и политического характера. Свобода человека реализуется, как подчеркивал Новгородцев, при наличии определенных материальных условий. Поэтому государство должно создавать минимум гарантий (образование, здравоохранение) каждому гражданину в целях дальнейшего развития его способностей и развития сферы свободы. Беспрецедентное влияние на судьбу России и на мировое развитие оказали теория и практика российской социал-демократии и ее радикального направления — большевизма. Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924), сторонник марксизма, внес значительный вклад в его дальнейшее развитие в условиях начала XX века и применительно к российским реалиям. Политические идеи Ленина изложены во многих работах, но наиболее емко они выражены в его книге «Государство и революция». Он считал, что «политика есть отношение между классами, политика есть концентрированное выражение экономики». Развивая марксистские положения о социально-экономической и классовой природе государства, Ленин разрабатывает тео-
-----61-----
рию построения партии нового типа, под руководством которой, как он доказывал, рабочий класс (идея гегемонии пролетариата) в союзе с трудовым крестьянством посредством революционного выступления захватит политическую власть, используя ее, ликвидирует эксплуататорское государство и построит государство трудящихся, которое выступит как орудие и ступень на пути к безгосударственному устройству общества В послереволюционных условиях (особенно с 1921 г.) Ленин разрабатывал теорию новой экономической политики как попытку сочетания социалистических и, рыночных начал в строительстве нового общества. В 20-е годы XX века усилиями представителей русскою зарубежья разрабатывается оригинальная политическая концепция — «евразийство». Активная роль в обосновании этой концепции принадлежит экономисту и географу П. Н. Савицкому, лингвисту и этнографу Н. С. Трубецкому, философу и богослову Г. В. Фло-ровскому. Важнейшей частью евразийской концепции является учение о государстве, разработанное в первую очередь видным юристом, признанным теоретиком философии истории и права Н. Н. Алексеевым. Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — крупнейший участник евразийского движения, автор концепции евразийского государства. Его наиболее важные работы в этой области: «Русский народ и государство», «Евразийцы и государство», «О гарантийном государстве», «Теория государства» и др. В противовес западной демократии, которой «свойствен особый, не имеющий никакого оправдания эгоцентризм голосующего корпуса взрослых граждан», евразийцы предлагают, как пишет Алексеев, заменить искусственно-анархический порядок отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний и идей. В основу своей концепции государства автор закладывает идеи органицистского понимания общества. С такой точки зрения общество — это не механическое сочетание различных элементов, а исторически развивающаяся, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность социальных образований. Евразийцы считают, что в понятии народа как совокупности исторических поколений воплощена истинная народная воля, потому свое понимание государства они называют идеократией или иначе государством стабилизированного общественного мнения, которое выражает не
-----62-----
только мнение большинства ныне живущих людей, но и дух прошлых поколений. Западная теория права, как подчеркивает Алексеев, — это теория механистически связанных индивидов. В евразийской теории права автором обосновывается идея правообязан-ностей, в соответствии с которой на первое место выдвигается общинный принцип обязанностей индивида перед целым, перед народом, нацией, государством и др. Но евразийская теория государства и права предполагает не только обязанности индивида перед целым, но и обязанности целого, обязанности государства перед индивидом. Такие обязанности государства перед индивидом и возможности их реализации раскрываются в работе Н. Н. Алексеева «Гарантийное государство».
-----63-----
|