Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системный подход в политологии. Функции политической системы
Понятие политической системы, наряду с политической властью, является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это понятно: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всем, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов. Границы сферы политического мы определили, и среди всех существующих
-----89-----
в природе систем этим термином мы будем выделять системы, функционирование которых связано с государством и большими социальными группами с несовпадающими интересами, которые артикулируются и агрегируются общественными институтами и лидерами. Осталось выяснить, что понимается под системой. Вообще системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, отношения между которыми порождают системное качество, — такое качество, которое выделяет данную совокупность в окружающем мире. Именно системное качество (его называют еще интегративным качеством системы) позволяет говорить о наличии системы и определить ее структуру: входящие в ее состав элементы приобщаются к этому качеству только в составе данной системы. Книга, рекомендованная для изучения в системе подготовки специалиста, становится учебником. Та же книга может стать и растопкой в печи — системе отопления сельского дома. В разных системах один и тот же предмет приобретает разные качества. Все же, что не имеет отношения к образованию системного качества, — это окружающая систему среда, в отношениях с которой это качество проявляется. Система находится в состоянии постоянного взаимодействия со средой как с источником, с одной стороны, необходимых ресурсов, с другой — опасностей для своего существования. Таким образом, системное рассмотрение объекта предполагает: —определение и исследование системного качества; —определение образующей систему совокупности элементов; —установление и исследование связывающих эти элементыотношений — внутренних функций системы; —исследование среды, ее структуры и свойств, существенныхдля системы; —установление и исследование отношений, связывающих систему со средой, ее внешних функций. Системное исследование предполагает также четкое определение ракурса, в котором рассматривается исследуемый объект. От этого зависит и определение системного качества, и совокупность элементов, и функции. Человек, к примеру, предстает по-разному в глазах хирурга, психолога или социолога.
-----90-----
В политическую науку системный анализ проник благодаря американскому социологу Т. Парсонсу, заимствовавшему идею системы из биологии. Объектом его рассмотрения являлось общество как система, элементами которой выступали экономическая, политическая, правовая и морально-идеологическая системы — подсистемы по отношению к обществу. Каждая из этих подсистем исследована им в функциональной взаимосвязи с другими подсистемами и обществом в целом. Иными словами, Т. Парсонс исследовал структуру и функции общества, — выражаясь современным научным языком, применил к нему системно-структурный и системно-функциональный аспекты системного подхода. Совокупность установленных им функций политической системы — интеграция, выработка и реализация общих целей — представляет собой содержание ее связи с системой более высокого порядка — обществом. Политическая система исследована им, следовательно, в системно-функциональном аспекте.
Большая заслуга в адаптации и применении основных принципов системного подхода к анализу политической сферы принадлежит канадско-американскому политологу Д. Истону, разработавшему теорию политической системы как организма, развивающегося и саморегулирующегося за счет связи с внешней средой (схема 1).
В его работах реализован системно-коммуникативный аспект системного подхода Политическая система рассматривается Д. Истоном как механизм преобразования идущих от общества (среды) социальных импульсов, требований или поддержки в политические решения и действия. Сама же система представляет собой совокупность механизмов входа, преобразования и выхода.
Немецкий политолог К. Дойч дополнил модель Д. Истона, рассмотрев не только внешние связи, но и каналы прохождения и переработки сигналов внутри политической системы (схема 2). В его представлении сигналы, поступающие из среды, воспринимаются рецепторами политической системы, от них поступают в блок обработки данных, далее — в центр принятия решений (ЦПР) и в блок памяти и ценностей. К. Дойч первым рассмотрел в кибернетической, по сути дела, модели политической системы блок памяти и ценностей, в котором результаты обработки информации подвергаются дополнительному преобразованию, после чего также поступают в ЦПР. После принятия решения соответствующие команды поступают в эффекторы, которые осуществляют воздействие на среду, ею перерабатываются и как реакция общества вновь поступают на вход политической системы. В соответствии с избранным подходом К. Дойч определил и элементы политической системы — блоки, через которые поступает и в которых перерабатывается информация.
Более подробно функции входа и выхода политической системы рассмотрены американским социологом и политологом Г. Алмон-дом, глубоко исследовавшим политическую сферу в системно-функциональном аспекте. Функции выхода политической системы можно представить как совокупность выработки, применения и контроля за соблюдением правил. Чем лучше эти правила соответствуют объективным условиям и стереотипам общественного сознания, тем эффективнее и с меньшими затратами функционирует политическая система. Реакция же общественной среды, или обратная связь, возникает как результат двух взаимосвязанных процессов: — артикуляция интересов — их выражение в вербальной (лозунги, программы и т. п.) и невербальной (действия) формах; агрегирование интересов — их объединение вокруг пользующихся широкой поддержкой символов, лозунгов, программ, решений. Артикуляция и агрегирование — две основные составляющие социальной обратной связи. Посредством артикуляции индивиды и общественные группы формулируют свое отношение к политической системе, придают ему характер требования или поддержки. Затем возникает потребность в агрегировании с тем, чтобы упорядочить и ранжировать, по возможности гармонизировать многочисленные интересы и точки зрения, взвесить противоположные позиции, найти оптимальное соотношение. Эффективное функционирование механизма агрегирования способствует снижению уровня требований к политической системе и усилению поддержки. Для реализации этих функций политическая система должна иметь достаточные способности или возможности. По сути дела, это — тоже функции, поскольку их реализация также возможна только во взаимодействии политической системы с обществом в целом. Г. Алмонд рассматривает пять типов возможностей политической системы: 1. Экстракционная возможность политической системы — это ее способность извлекать из общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы
-----93-----
и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы. 2. Регулирующая возможность — способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействиес гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфераее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерамипрямого принуждения — через законы, распоряжения, приказы, так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение. Дистрибутивная возможность — одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производствапредъявляет качественно новые требования к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социальногогосударства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда — значение социальных программ, эффективного государственного патронажа над сферами образования, науки, здравоохранения для устойчивого развития общества и дееспособности егополитической системы. И в России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Эффективное осуществление дистрибутивной возможности требуетширокого общественного контроля за распределением. Тольков демократическом обществе возможна оптимизация широкогоиспользования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должнабыть осуществляющая его политическая система. 4. Символизирующая возможность — способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества, а значит, и реализация и экстракционной, и регулирующей возможностейполитической системы. 5. Наконец, интегральная возможность политических, как и любых иных систем, их реагирующая возможность, складывающаяся
-----94-----
из названных и других возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию. От совокупности имеющихся у политической системы возможностей и правильного функционирования функций входа и выхода зависит реализация ее главной функции, или функции предназначения, — обеспечивать стабильность и развитие общества в целом. Исследование функций и коммуникаций не снимает вопроса об элементном составе системы. Она также зависит от ракурса. Т. Парсонс выделяет три элемента политической системы: лидерство, органы власти, регламентация. В модели Д. Истона политическая система состоит из входа, выхода и конверсии. У К. Дойча — из рецепторов и эффекторов, блоков обработки данных, памяти и ценностей, центра принятия решений. Г Алмонд рассматривает политическую систему как набор взаимодействующих ролей. Существует, однако, и системно-элементный аспект системного подхода, при котором элементный состав системы выходит на передний план. В качестве элементов политической системы в этом случае чаще всего рассматривают политические институты (системно-институциональный аспект). Если под политикой понимать совокупность отношений власти и отношений по поводу власти, в качестве интегративного качества политической системы выступает политическая власть. Поэтому к политическим относят институты, участвующие в реализации и в отношениях по поводу этой власти. Политическую систему в этом случае мы можем определить как совокупность институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов.
|