Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы интересов как субъекты политики






Как известно, под субъектами политики понимаются человек и различные общности людей, которые оказывают определенное влияние на политический процесс. Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т. п. Их роль особенно велика в периоды бурных общественно-политических преобразований.

Однако среди субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком

 

-----130-----

 

 

своих интересов. Этим группы интересов принципиально отличаются от социальных, демографических, территориальных, этнических общностей как субъектов политики. Группы интересов — это определенным образом организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды и т. п.), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Основатель теории групп А. Бентли отмечал: «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют»54. Среди групп интересов важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти (это, как было показано в предыдущей теме, характеризует партии). Их задачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловлена интересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т. п.).

Однако эти неполитические группы интересов привлекают политологию в трех измерениях. Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходе избирательных кампаний. Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов в обществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих интересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения). В-третьих, массовое распространение и эффективное функционирование групп инте-

__________

54BentleyA. The Process of Government. Cambridge, 1967. P. 222.

 

-----131-----

 

 

ресов свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способности людей решать многие свои проблемы помимо власти, на принципах самоорганизации и самоуправления.

Далее, среди групп интересов, в научной литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Но эти группы в отличие от партий не ставят своей целью приобретение и использование власти, они не претендуют на выражение общенационального интереса. В западной литературе их квалифицируют как группы давления. «Группа давления — иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры»55.

В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?

Во-первых, в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах. Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства. В-третьих, в сложности представительства интересов. Далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.

В целом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом. К важнейшим функциям групп интересов относятся следующие:

артикуляция (лат. articulatio — ясно, членораздельно произносить) интересов — преобразование смутных и расплывчатыхмассовых требований в конкретные и четкие формулировки;

согласование (агрегация) интересов — сведение множествачастных интересов к более общему и особо значимому для даннойгруппы;

__________

55Бакун Л. А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 1999. №1. С. 163.

 

-----132-----

 

 

мобилизация — вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

социализация — усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

—формирование и выдвижение политической элиты из средыактивных и влиятельных групп интересов;

— представительство и продвижение групповых интересовв структурах власти.

В Российской Федерации права граждан создавать общественные объединения закреплены в Конституции (ст. 30). Граждане вправе обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства (ст. 32, 33). Механизм реализации права граждан на создание общественных объединений конкретизирован и закреплен в ряде законов: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О политических партиях» и др. Так, закон «Об общественных объединениях» (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.) регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, за исключением партий, религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), деятельность которых определяется особыми законами.

В Законе «Об общественных объединениях» отмечается:

—под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставеобщегосударственного объединения;

—создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан;

—граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органовгосударственной власти и органов местного самоуправления;

—объединения граждан могут регистрироваться и приобретатьправа юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;

 

-----133-----

 

 

— общественные объединения могут создаваться в одной изследующих организационно-правовых форм:

общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение —- не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественные движения могут преобразовываться в иные формы;

общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели;

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности;

— общественные объединения независимо от их формы вправесоздавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами(ассоциациями), образуя новые общественные объединения;

— вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равнокак и вмешательство общественных объединений в деятельностьорганов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральнымзаконом;

 

-----134-----

 

 

—для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

—свободно распространять информацию о своей деятельности;

—участвовать в выработке решений органов государственнойвласти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другимизаконами;

—проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

—учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

 

—представлять и защищать свои права, законные интересысвоих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

—осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

—выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственнойвласти;

—участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличиив уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах). Федеральный закон «О политических партиях»(2001 г.) уточняет формы участия общественных объединенийв выборах, подчеркивая, что политическая партия или избирательный блок являются теми общественными объединениями, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправеучаствовать в выборах и референдумах самостоятельно, а такжевступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями иобщероссийскими общественными движениями, в уставах которых предусмотрено участие в выборах. Таким образом, общероссийские общественные организации и движения могут участвовать в выборах лишь в составе избирательного блока, основой которого является одна или две политические партии и не более двухобщественных объединений.

 

-----135-----

 

 

Общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский форум — это одна из форм взаимодействия гражданского общества и власти в современной России. Делегата Форума (5 тыс.) представляли интересы 20 млн. человек, состоящих в 350 тыс. некоммерческих общественных организациях и союзах, из них постоянно работающих (имеющих штат, оборудование) — около 70 тыс. объединений. В качестве важнейших задач, стоящих перед сообществом неправительственных организаций (НПО), Гражданский форум определил следующие:

—организация взаимодействия общественных, государственных и политических сил на стратегических направлениях преобразования страны: судебная реформа, военная реформа, коммунальная реформа, реформа образования, развитие местного самоуправления, обеспечение здоровья нации, защита гражданскихправ и свобод;

—разработка механизмов диалога и равноправного партнерства между обществом и властью на федеральном, региональном имуниципальном уровнях, включая участие гражданских объединений в выработке решений, гражданский контроль над текущейдеятельностью властных структур и гражданскую экспертизу законодательных и административных актов. Эти механизмы должныбыть предельно просты, открыты, предметно ориентированы иобеспечивать взаимодействие между группами НПО, заинтересованными в определенной проблеме, и соответствующими структурами исполнительной, законодательной и судебной власти;

—обеспечение правовых, экономических и других условий, гарантирующих независимое существование, эффективную работуи самостоятельное развитие НПО и других институтов гражданского общества56.

__________

56 Известия. 2001. 26 октября.

 

-----136-----

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал