Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.






' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение; | свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной ) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно.

Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН


владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правиль­но пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участни­ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учас­тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, вклю­чают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную так­тику.

В частности, следует обратить внимание на тендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен­цирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла­бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, ко­торому задачка по математике далась с трудом.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще­ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе


 


Правила коммуникативного поведения в группе включают:

-ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

-ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;

-ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения;

-ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»);

-Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

-ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями;

-ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не...»; обратное действие здесь деструктивно; ] просы не по теме»);

-ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «За тельно, а не получится ли так, что...»);

-ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник);

-Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера);

-Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»).

Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в


Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19, 51 г.

Обычно различают два вида конформизма:

•ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: " Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе


 


•ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение.

Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе!

•ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия',


.ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссо­нанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту про­блему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;

.ф. авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противо­положное мнение высказывается человеком или группой, при­знанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разно­гласия, используются следующие методы, способы выработки еди­ного мнения в группах:

•ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса;

•ф изменение мнения субъекта через влияние;

•ф утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по­влиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направ­лены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв­ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногла­сия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его.

Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен-^е Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме-Чении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. е-165-166).

Р-7621


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах


 


Близость расположения влияет на усиление коммунш роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в да случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь, | случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить гу| тение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дк цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этс происходит в группах с сильным директивным руководит жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследс чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям.

Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадрат; или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались! формацией с партнерами, находящимися напротив них, неже соседями. На основании этих данных был сделан важный в пра ческом плане вывод о целесообразности размещения учас групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью I чения равномерной коммуникации.

Выбор членами группы того или иного местоположения в: повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь ] странственной позиции со статусом владельца. К примеру, поз*1 на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обла-лю возможность контролировать групповые процессы, еле тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером.

Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются • ко пространственным расположением членов группы в обы»; помещении.

Исследования в этом направлении ориентированы также на| чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных ус " •" ях — в изоляции при ограниченности перемещения, высок" грузках, в том числе стрессовых.

Ориентация исследователей на столь специфическую среду^
рее всего связана с особой сложностью и важностью задач, р^
мых группами, скажем, командой альпинистов или подвод
лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обст" ^
ка нередко способствует более яркому выражению тех или
групповых явлений. Поэтому значение данных исследований в! |
дит за рамки решения только практических задач. ;

Обобщая результаты исследований, можно с уверенное! верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкива группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с ~ нениями в процессе коммуникации. В частности, исследован отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке]


ственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присо­единение новых людей, оценивая это как вторжение в сформиро­вавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.

В любой малой группе существует также превалирующая «эмо­циональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласую­щиеся с превалирующим настроением, в значительной степени об­легчаются.

Итак, средовые факторы оказываются важным элементом ана­лиза, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуника­тивных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.

10.3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тре­нинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп.

Семья как коммуникативная система. Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функцио­нальные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интим­ности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поко-ление передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом Исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра-

27-


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах


 


ми); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимс ствие семьи как группы с другими группами.

Семья при системном подходе рассматривается как аккумул ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, чт ществуют такие характеристики системы, которые превыша* чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида 1 ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все ] дение является коммуникацией и, следовательно, влияет; поведение других или находится под их влиянием.

Любую семейную систему можно описать следующими пара рами.

-Ф- Семейные правила. В основе поведения в семье лежат опреде ные устойчивые образцы. Большинство из них не осознав членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реаль поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-л принимают совместные решения и т.д. Правила бывают кул но заданными, и тогда они разделяются многими семьями, аЦ вают уникальными для каждой отдельной семьи.

•$• Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение о^ члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение вто]: на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным том выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположен что поведение матери можно объяснить прежде всего ее вза отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сы4 компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказв лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таки\ разом, «беспомощность матери» оказалась психологиче способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. ' хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183).

ф Семейные мифы. Семейные правила составляют основу ми< ] Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуалиэ| ется, когда посторонний человек входит в семью, когда про! дят какие-то значимые перемены либо семья переживает си цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной се миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представл

том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и|

Миф может формироваться в течение нескольких поколений.

ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый вз1!

немотивированные поступки членов семейной системы. СемейЯ

миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыи


ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство

Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с от­делением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышед­шим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается соста­вить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть при­лично».

^ Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например опреде­ленные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родите­лями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной исто­рии позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особен­ности.

Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дис­функциональным.

Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как па­циент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, осо­бенно в том, что касается их психического, социального и даже фи­зического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нару­шения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонни­ки коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на воз­вращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181).

Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действи­тельности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус-.Тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную спо­собность сохранять зСаШх цио, используя преимущественно отрица­тельную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа-Ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах

Глава 10. Коммуникация в малых группах

 

 

 


 


1

определенным образом изменяется системой. Отсюда необход! рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи.

Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).

Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном|


чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Способность лидера группы оказывать влияние на коммуника­тивные связи в группе не сводится исключительно к инициирова­нию активности членов группы. Определенную роль играет, напри­мер, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьша­ется, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фрак­ции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличени­ем численности группы, особенно если членов группы четное число.

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие ре­шений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основ­ное внимание сосредоточить на максимальной объективности ин­формации.

Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они дума­ют о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющие­ся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мне­ния людей как членов данной группы.

Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои спо­собности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.

Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предло­женные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы-

Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» ру­ководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников.


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах


 


браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей.

Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: «Почему я должен это делать? Ведь я был п^

Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.

Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники: получили достаточное время для его анализа.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр! | правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ


преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и те­рапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разно­видности естественных групп. Скорее они символизируют создан­ную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Такие группы возглавляет специально назначенный руководи­тель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: экспер­та (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависи­мости от формы работы с группой может занимать позицию как ак­тивного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важней­шая функция руководителя состоит в организации коммуникацион­ного пространства группы.

Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения про­блем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой —


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.3. Прагматика коммуникации в м; шых группах


 


группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м»

Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки.

Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений.

Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей.

Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезл ной зависимости представляет собой негативную форму пове ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать сове руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать соС венную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет обще* В ходе групповой работы функции решения задач и оказания Ш держки постоянно переплетаются. Достижение цели может по! ять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти желание командовать способны затормозить решение даже сам| простой задачи.

Для эффективной работы группе требуется определенный I ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказан* поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда па трудится над достижением цели, кто-либо в Ней может взять I себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряже ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может 1 помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены гру играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в доста нии конечной цели.


Б типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар-^оничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. 3 большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с вы­полнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы.

Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах

Решение задач

Оказание поддержки

Вдохновитель Поддерживает начинания других, выка­зывает понимание чужих идеи и мне­ний

Инициатор

Предлагает новые идеи и подходы к про­блемам и целям группы. Предлагает спосо­бы преодоления трудностей и решения задач

Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложе­ния, выдвинутые другими членами группы

Гармонизатор

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают раз­ногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию

Координатор Комбинирует идеи и предложения и пыта­ется координировать деятельность других членов группы

Примиритель

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддержива­ет в группе гармонию

Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и вы­являет отклонения от намеченного курса

Диспетчер

Создает возможности для общения, по­буждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы обще­ния

Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе про­цессов

Оценщик

Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с суще­ствующими стандартами выполнения по­ставленной задачи

Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее чле­нов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного

Источник: Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29.


 

 

Глава 10. Коммуникация в малых группах


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах


 


Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официа принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Наг мер, члены группы, созданной для решения какой-либо проблс внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают| шать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту,.) какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отно| ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их < тусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений; циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориет ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть д| организована нарушителями установленных норм.

Нормы поведения должны соответствовать целям группы, блюдение этих норм способствует установлению честных и венных отношений между членами группы. Стиль реализации; обратной связи может быть разным: в некоторых группах прищ(высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в др поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме нормы могут меняться по мере развития группы. Например, В1 кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неуд обе тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в, нейшем такое поведение может стать для них совершенно ест венным.

Возможность установить облегчающие коммуникацию нор общения часто бывает ограничена личными нуждами и забс Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов ] пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя покойства, замешательства или возможной грубости, могут при! в противоречие с целями группы. Большинство членов группы;! ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом гр пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуалы^ или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при; | успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего ] вития эффективных коммуникационных норм.

В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие 1 группы способствуют достижению целей группы, они могут заться полезными. Например, два психологически зажатых уча ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрен! -поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вы* дающего их делать то, к чему они еще не готовы.


Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые
ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при
этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, уст­
раивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищен­
ности и превосходства. При повышенной потребности в близости,
зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль
во всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруп­
пы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процес­
сы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и
боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники
склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обменива­
ются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких
условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапев­
тического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич­
ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу,
чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности
всей группы тем самым наносится урон., "

Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установ­ленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обсто­ятельств, например от группового статуса участника. Члены груп­пы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблю­дения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не до­стигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной свя­зи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действо­вать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы под­держивать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.

Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявля­ется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участ­ники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплочен­ных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участ­ников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы высту­пает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее на­звание «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать


Глава 10. Коммуникация в малых группах

 

Литература

 

 


 


неблагоприятное воздействие на процесс коллективного реше проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться во! ниях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не счит с возможностью ошибки.

Большей привлекательности психокоррекционной группы! дет способствовать комплекс подготовительных мероприят частности позитивное описание ожидаемых результатов от при ретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, ор«тированное на знакомство особенностями группового поведен! Поэтому желательно с самого начала установить нормы и С1 дарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непростоЦ менить.

выводы

/. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией междуч нами группы выполняет комплекс функций, направленных на по ние самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение со ванных действий, складывание особой культуры группы.

2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций^ нов группы в системах информационных потоков, связывающих группы между собой и внешней средой, и концентрации у них иного объема групповой информации.

3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группе) ся ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой^ муникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового оби

4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов^ пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности ступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного нанса.

5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, ку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных про в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекйИ

6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении | торов, позволяющих оптимизировать функционирование к видов малых групп посредством совершенствования системы внутр повой коммуникации.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах.

2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?

3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.

4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.

5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.

6. Раскройте основные механизмы влияния группы.

7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации?

8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации?

9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?

10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса?

П. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?

12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.

13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001.

Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000.

Десев Л. Психология малых групп. М., 1979.

КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. М., 1997.

Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М., 2001.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты М

1994.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996.

Нъюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. рдестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. Эйдемимер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.


11.1. Понятие массовой коммуникации

 

 


 


Глава 11

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

11.1. Понятие массовой коммуникации (432) • 11.2. Структура и функции ма коммуникации (443) • 11.3. Эффективность массовой коммуникации (466)

11.1. ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно! шие, рассредоточенные аудитории (см.: Философский словарь ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Средства массовой коммуникации (СМК) — это специаль налы и передатчики, благодаря которым происходит распре нение информационных сообщений на большие территории;

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

•ф- наличием технических средств, обеспечивающих регулярв и тиражированностью;

•ф- социальной значимостью информации, способствующе вышению мотивированности массовой коммуникации;

•ф- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредс ности и анонимности требует тщательно продуманной ценЯ ной ориентации;

•ф- многоканальностью и возможностью выбора коммуникат

средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем не|

тивность массовой коммуникации.

Массовая коммуникация имеет собственную специф» природу. В табл. 11.1 приведены основные различия массе межличностной коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникащ ляется специфика аудитории и коммуникатора.


•раблица 11.1. Характеристики массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация   Межличностная коммуникация  
0посредованность общения техничес­кими средствами   Непосредованный контакт в общении  
Общение больших социальных групп   Общение в основном отдельных индиви­дов  
Ярко выраженная социальная ориенти­рованность общения   Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения  
Организованный, институциональный характер общения   Как организованный, так и (в большей ме­ре) спонтанный характер общения  
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения   Наличие непосредственной обратной свя­зи между общающимися в процессе комму­никативного акта  
Повышенная требовательность к соблю­дению принятых норм общения   Более «свободное» отношение к соблюде­нию принятых норм общения  
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей   Попеременная смена направленности ин­формации и коммуникативных ролей  
«Коллективный» характер коммуника­тора и его публичная индивидуальность   «Индивидуальный» характер коммуникато­ра и его «приватная» индивидуальность  
Массовая, стихийная, анонимная, раз­розненная аудитория   Реципиент — отдельный конкретный чело­век  
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообще­ний   Единичность, приватность универсаль­ность, социальная и индивидуальная акту­альность, необязательная периодичность  
Преобладание двухступенчатого харак­тера восприятия сообщения   Преобладание непосредственного воспри­ятия сообщения  

и с т о ч н и к: Ляпина Т. Политическая реклама. Киев, 2000. С. 98.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамичес­ких процессов социальной психики; роль интегратора массовых на­строений; канала циркуляции психоформирующей информации. 1 Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ-' ньщ средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с | его следующими свойствами: Г V диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому

сообщение сохраняется во времени;

V диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее инфор­мационным сообщениям преодолевать пространство; v мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря ко-1 торому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;


Глава 11. Массовая коммуникация

11.1. Понятие массовой коммуникации

 

 

 


 


•ф- симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п«ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

•ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации.

История исследования проблем массовой коммуникации»

чало исследований массовой коммуникации связывают с им«немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи» обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печат| различные социальные структуры и ее влияние на формиро! " человека как члена социума. Он также сформулировал социа ~ требования, которые предъявляются к журналисту, обо* метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникацвд рала работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедг свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека своди1 реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, ченных из опыта предшествующей деятельности, формирует I деленные стереотипы — иллюзорные конструкты в сознании, века, заменяющие реальность. Поскольку большинство имеют возможности самостоятельно исследовать и оценива или иные факты, их мышление основывается на стереотипа формирования и закрепления стереотипов в сознании люде статочно поверхностных оценок различных явлений или соб! В современном мире именно СМК создают большинство стер пов, формируя «псевдоокружающую среду» (рзеисТо-егтгопт.е которой живет большинство современных людей. Следова" по Липпману, исследуя комплексные процессы создания сте{ пов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

В дальнейшем изучение массовой коммуникации провод* трех аспектах — теоретическом, прагматическом и экспе| тально-прикладном.

Известные теории построены главным образом на фу нальном подходе к пониманию сущности массовой коммунш различие заключается в обосновании доминирующей фун! последствий ее актуализации. Несмотря на множество интер)? ций массовой коммуникации, эти теории можно объединить^ группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) фун! —' литического контроля, 2) функция опосредованного духе контроля, 3) культурологическая функция. Особое место за теория «информационного общества», в рамках которой исс


ся роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуни­кации и подходы к их решению.

В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. 15 первой подгруппе доминирующим фактором является материаль­но-экономический, во второй — идеологический. К первой под­группе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти инсти­туты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается дво­якая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать обще­ственным мнением, с другой — помогают людям выжить в трудных условиях.

Политико-экономическая теория, в которой наибо­лее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, по­скольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представите­лями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Холдинг. К политико-экономической теории относят также эко­номико-социологическую традицию изучения массовой коммуника­ции и политико-социологическое направление.

Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультур-ных функций (информирование аудитории о событиях на локаль­ном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потре­бительского поведения, стереотипов восприятия экономической Реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы про­изводства, распределения и потребления продуктов СМК (инфор­мации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как Нематериальных общественных или частных благ. В этом контекс­те СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зави­сят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают соб-ав-


11.1. Понятие массовой коммуникации

 

Глава 11. Массовая коммуникация

 

 


ственной «властью» над умами людей. При этом государство м<
выступать как арбитром, задающим правила игры участникам!
ночных отношений — продюсерам, телевизионным и радио»
лам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и г
стоятельным субъектом, участвующим от имени общества в пр
се создания общественных благ, производимых СМК через обг
венные каналы массмедиа. Именно в этом контексте запади
учеными проводится анализ тенденций коммерциализации С!
их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулир
ния. Соответственно процессы регулирования взаимодейс
СМК, общества и государства представители этого направлен
связывают с регулированием отношений и прав собственности!
каналы массовой коммуникации. |!

Представители политико-со ц и ологического н а п р ^ л е н и я (Дж. Томпсон, Г Шаттенберг, Р. Голдман, Р. Данн и др.)" сматривают СМК прежде всего как инструмент поддержания вующего в обществе социального порядка и социальной иерар Выражение «СМК как четвертая власть» в этом случае означает н| тивную сторону политической ангажированности массмедиа. *

При таком подходе вопросы регулирования деятельности в большей мере определяются борьбой или балансом интер всех участников процесса массовой коммуникации, что отражав в терминах социальной ответственности СМК и их социальной < фективности.

Критическая.теория представляет собой неомаркс ский подход к анализу социальных процессов в обществе. Эта • рия разрабатывалась Франкфуртской школой раннего период истоков которой стояли немецкие социальные философы М. Хй хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класа преобразовании общества ученые Школы обосновали на прим! СМИ, ' которые сыграли большую роль в идеологизации эконс? " ческого базиса в интересах господствующего класса.

Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и тес массовой коммуникации, построенная на основе марксистской1, тодологии.

Те ория гегемонии СМК носит условное название, в КС ром слово «гегемония» интерпретируется как господствую!) идеология. Импульсом для возникновения данной теории яви" " 1 положение критической теории о СМИ как мощном мехаш способном реализовать изменения в обществе. Наиболее после вательные представители этой теории — греческий социолог-пе


толог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Д. Альтюссер.

В основе теории гегемонии СМК лежит положение о самодоста­точности идеологических факторов как социальных стимулов раз­вития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на со­знание масс. Изучаются формы выражения идеологически значи­мой информации и механизм, который обеспечивает укрепление идеологических постулатов и формирует сознание масс. Подчерки­вается огромная (почти самодовлеющая) роль СМИ благодаря их регулярности и возможности воздействия на людей в опосредован­ной, скрытой форме.

Советская социологическая школа на основе марк­систско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из постула­тов этой теории является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выра­женной общностью социальных чувств и общим социальным опы­том. Наряду с изучением духовной деятельности и общественного мнения большое внимание уделялось идеологической пропаганде. Наиболее существенные исследования социального аспекта массо­вой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Груши-на: изучалось влияние СМК на формирование массового сознания и общественного мнения.

Во второй группе наиболее значительным являются теории, раз­работанные на основе методологии структурного функционализма.

Структурно-функцио


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал